Как может показаться на первый взгляд, отличия между кондиционером и климат-контролем в машине минимальны. На практике, данные климатические установки достаточно сильно отличаются, хотя конструктивно и функционально схожи.
Среди основных отличий можно выделить следующие особенности:
- кондиционер автомобильный способен охлаждать воздух и удалять влагу из воздуха;
- климат — контроль автоматически поддерживает заданную температуру воздуха в салоне;
При этом система климат-контроля более сложная, так как присутствует большое количество датчиков, сервомеханизмов, блок управления и т.д. В свою очередь, это может стать причиной неожиданных поломок и сбоев в работе климатической установки. Подробнее читайте в нашей статье.
Климат-контроль и кондиционер: чем отличаются
На многих современных авто основным отличием кондиционера от климата можно считать режим «auto», который имеется на панели управления климатической установкой. Наличие такого режима четко указывает на то, что система способна поддерживать заданную температуру в салоне без участия водителя. Это значит, что конкретный автомобиль оснащен климат-контролем, а не простым кондиционером.
В свою очередь, обычный автокондиционер таких режимов не имеет, водителю приходится самостоятельно включать печку или кондиционер, подбирать комфортную температуру в зависимости от постоянно изменяющихся условий. При этом гибкость настройки достаточно ограничена, нужно самостоятельно вручную выставлять температуру, перекрывать заслонки для пассажиров переднего и заднего ряда и т.п.
Кондиционер или климат: плюсы и минусы
Казалось бы, климат контроль в машине по ряду причин можно считать намного более предпочтительным решением по сравнению с кондиционером. С одной стороны, с этим можно согласиться, но с определенными оговорками.
Хотя климат заметно повышает комфорт при эксплуатации автомобиля, причем как для водителя, так и для пассажиров, такая система повышает стоимость авто и сама по себе более сложная. Наличие климат-контроля означает, что заслонки имеют электрические приводы, которыми управляет блок управления климатом. Для лучшего понимания, рассмотрим принцип работы климат-контроля в машине.
- Управление приводами позволяет открывать и закрывать заслонку рециркуляции воздуха, гибко менять и поддерживать температуру, изменять направление потоков воздуха, причем реализована возможность открывать заслонки под разным углом.
Также блоком контролируется скорость вращения вентилятора в режиме «auto», кроме стандартных скоростей блок также может задействовать промежуточные значения, недоступные водителю в ручном режиме.
- При этом блок комфорта тесно связан с ЭБУ двигателем и другими блоками управления, так как при управлении климатом приходится задействовать определенные ресурсы автоматически (включение печки или компрессора кондиционера, активация заслонки рециркуляции). Блоку климата нужно оценивать степень нагрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения, нагрузку на двигатель и т.д.
Вполне очевидно, что в случае возникновения сбоев и поломок такой электроники, диагностика климат-контроля часто затруднена, также дороже обходится ремонт, сложнее подбирать запасные части. Часто встречаются машины, где климат попросту «глючит», то есть проблема плавающая, четко локализовать неисправность достаточно сложно и под силу далеко не каждому специалисту.
- Что касается кондиционера, как правило, механический кондиционер в авто дешевле, проще по конструкции, менее функционален, но зачастую надежнее многих систем климат-контроля. Причина заключается в минимальном количестве управляющей электроники.
При этом механические элементы также могут выходить из строя, что требует их ремонта и/или замены, но такой ремонт зачастую проще и обходится дешевле. Теперь давайте рассмотрим эти две системы внутрисалонного климата, а именно их недостатки, более подробно.
Минусы климат-контроля в авто
Первое, алгоритмы работы климат-контроля (даже при условии полной исправности системы) на многих автомобилях могут быть далеки от идеальных. Заданная температура может не поддерживаться, водителю приходится постоянно корректировать настройки, самостоятельно определять зоны и интенсивность обдува и т.д.
Конечный результат в этом случае сводится к тому, что о полной автоматизации системы можно забыть, так как требуется постоянное участие водителя. В таких условиях, если говорить об отличиях кондиционера от климат-контроля, указанные отличия могут быть минимальны.
- Идем далее. Чтобы система климата могла поддерживать параметры, которые задает водитель, в автомобиль интегрируется электронный блок управления климатом, электронная шина, датчики и приводы, которые также управляются при помощи электроники.
- Не трудно догадаться, что выход из строя какого-либо датчика или сервомеханизма становится причиной сбоев в работе или полного отказа системы нормально функционировать. Часто бывает так, что даже отключение режима «авто» климат-контроля все равно не позволяет водителю нормально пользоваться системой даже в ручном режиме. В свою очередь, отказ электронных блоков управления приводит к тому, что система полностью выходит из строя, то есть климат в машине не работает.
Диагностика таких поломок может быть сильно затруднена, так как часто необходимы подменные блоки, датчики и другие элементы, приходится проверять большое количество электронных компонентов. Простыми словами, ремонтировать климат-контроль заметно дороже и сложнее, чем обычный кондиционер в машине.
Недостатки автокондиционера
Как уже было сказано, управление обычным кондиционером осуществляется вручную, автоматические режимы отсутствуют. При этом система оснащена механическими переключателями.
На многих бюджетных авто, а также машинах среднего класса регуляторы температуры, направления обдува (управление потоком воздуха) соединяются с заслонками при помощи тросиков или тяг. Указанные тяги расположены в блоке кондиционера и печки на торпедо.
Еще можно встретить комбинированное решение, когда заслонка рециркуляции воздуха имеет вакуумный привод, при этом остальные регуляторы тросиковые. В любом случае, управление такой системой может быть только ручным, какие-либо автоматизированные функции отсутствуют.
Исключением можно считать только функцию (встречается не на всех авто), когда при переводе регулятора в положение «на стекло» (обдув только лобового стекла), автоматически включается кондиционер. Это сделано для активного удаления влаги с лобового стекла и препятствования его дальнейшему запотеванию. В других режимах кнопку A/C водителю нужно включать самостоятельно.
Что в итоге
Как видно, основное отличие климат-контроля от кондиционера в машине заключается в том, что климат самостоятельно в полностью автоматическом режиме контролирует температуру и влажность воздуха, гибко подстраиваясь под постоянно изменяющиеся условия (температура двигателя, температура воздуха снаружи, уровень влажности и т.д.).
Что касается кондиционера, воителю нужно самостоятельно подбирать температуру, управлять заслонками, включать и выключать кондиционер для охлаждения и изменения уровня влажности и т.п.
При этом однозначно ответить на вопрос, что лучше, кондиционер или климат-контроль, нельзя. На новом автомобиле, который оснащен качественной системой климат-контроля, алгоритмы работы которого не вызывают нареканий, однозначно климат-контроль лучше кондиционера.
В свою очередь, простой автомобильный кондиционер будет более надежным решением. Даже если такой системе необходимо обслуживание, всегда можно заменить тросики или приводы, почистить систему и заправить компрессор с минимальными затратами.
Например, ошибки датчика температуры могут заставить блок климата «думать», что мотор слишком холодный даже после полного прогрева силового агрегата. В этом случае система будет снижать эффективность работы, активировать заслонку рециркуляции, чтобы максимально ускорить прогрев двигателя.
При подобных сбоях значительно усиливается износ всей системы климат-контроля, климат может работать некорректно. По этой причине за климат-контролем нужно следить и обслуживать систему более тщательно: регулярно осуществлять чистку, заправлять авто кондиционер (компрессор кондиционера) фреоном и контролировать давление в системе, проводить периодическую диагностику электронных компонентов.