Автокондиционер: принцип работы и неисправности автокондиционера

Автомобильный кондиционер – герметичная система, которая заполнена фреоном (хладагентом) и маслом для смазки компрессора кондиционера и других элементов системы. Фактически, автокондиционер является типичной холодильной установкой (по аналогии с холодильником или бытовым кондиционером). Основная задача – эффективно охлаждать воздух, который подается в салон автомобиля через воздуховоды.  

При этом устройство кондиционера в машине несколько отличается от  аналогов (например, бытовых кондиционеров).  Что касается типичных неисправностей:

  • кондиционер в машине не включается;
  • автомобильный кондиционер не дует холодным воздухом;
  • кондиционер включается и быстро отключается.

Для диагностики и устранения неполадок необходимо знать устройство кондиционера в машине, а также некоторые особенности, которые следует учитывать при диагностике. Подробнее читайте в нашей статье. 

Устройство автомобильного кондиционера

Устройство автокондиционера

Автокондиционер представляет собой систему, состоящую из следующих основных элементов:

  • компрессор кондиционера;
  • конденсатор (конденсор);
  • вентилятор;
  • ресивер-осушитель;
  • ТРВ (расширительный клапан);
  • испаритель и вентилятор испарителя;
  • предохранительный клапан.

Данная схема кондиционера автомобиля позволят понять, как работает система кондиционирования автомобиля. В целом, система прокачивает фреон таким образом, чтобы добиться максимального охлаждения испарителя. В результате вентилятор выдувает холодный воздух с испарителя в салон автомобиля. Давайте разбираться. 

Принцип работы кондиционера в машине

Как работает кондиционер в машине

Чтобы понять, как работает кондиционер в автомобиле, необходимо обратить внимание на некоторые особенности. Дело в том, что если рассматривать кондиционер бытовой и кондиционер автомобильный, принцип работы похож, но есть и отличия.

  • После нажатия на кнопку включения кондиционера в салоне срабатывает электромагнитная муфта.
  • Далее металлический прижимной диск соединяется со шкивом компрессора кондиционера.
  • Указанный шкив постоянно вращается во время работы двигателя (привод реализован за счет ремня навесного оборудования).
  • После начала работы компрессора фреон в газообразном состоянии сжимается и сильно нагревается;
  • Далее горячий фреон попадает в конденсор (радиатор кондиционера), где фреон охлаждается;
  • Для лучшего охлаждения срабатывает дополнительный вентилятор радиатора, включающийся на первую скорость вместе с компрессором;
  • Также охлаждение происходит за счет обдува радиатора набегающими потоками воздуха при движении автомобиля;
  • После охлаждения сжатый фреон конденсируется и переходит в жидкое состояние из газообразного  на выходе из конденсора;
  • Затем жидкий фреон попадает в ресивер-осушитель и перетекает ближе к салону автомобиля;
  • Дальше жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ), установленный на трубопроводе и поступает в испаритель (по сути, испаритель — тоже небольшой радиатор);
  • В случае полного заполнения испарителя жидким фреоном, начинает выходить мощный пар, так как фреон снова переходит из жидкого состояния в газообразное (вскипает);
  • При этом ТРВ закрывается. Если же температура пара будет выше допустимых значений,  ТРВ откроется  на столько, чтобы площадь проходного сечения позволяла получить необходимую температуру;
  • Процесс кипения фреона сопровождается сильным охлаждением. Это позволяет охладить испаритель;
  • Далее вентилятор попросту сдувает холодный воздух с испарителя, подавая его в салон машины через воздуховоды;
  • После того, как фреон проходит испаритель, охлажденный хладагент снова поступает в компрессор.
При этом магистраль от компрессора до ТРВ – напорная магистраль с тонкими трубками, которые сильно нагреваются. Магистраль от испарителя до компрессора  — обратная магистраль, так как давление в ней низкое.  Трубки в данной магистрали толстые и холодные.

Пока кондиционер работает, в напорной магистрали давление составляет до 15 атмосфер, тогда как в обратной магистрали не более 2.  При выключении компрессора давление падает в обеих магистралях до средней отметки в 5 атмосфер.

Также, чтобы понимать, как работает кондиционер в машине, следует отметить, что систему контролирует группа датчиков. Например, на ресивере есть датчик, включающий вентилятор на вторую скорость. Если же машина стоит в пробке и охлаждение конденсора слабое,  тогда давление в напорной магистрали растет, фреон в конденсоре не конденсируется.  В этом случае датчик включает вентилятор на максимум.

Если же давление в напорной магистрали слишком высокое, тогда срабатывает датчик, отвечающий за выключение компрессора. Также еще один датчик отключит компрессор, если температура испарителя ниже допустимых значений.

Обслуживание автокондиционера

Обслуживание кондиционера в автомобиле

Как правило, для увеличения срока службы кондиционера в машине необходимо периодически обслуживать систему, а также своевременно реагировать на сбои и неполадки.

  1. Обслуживание сводится к промывке конденсора, а также к поддержанию герметичности всей системы. Например, если трубки магистралей системы вибрируют или заметно, что какой-либо элемент может их перетереть, необходимо закрепить такие участки магистрали или защитить от механических повреждений. В противном случае возможны трещины или утечки в местах соединений.
    Также важно понимать, что в процессе эксплуатации фреон неизбежно «уходит» из системы. Это значит, что периодически необходимо выполнять диагностику и заправку авто кондиционера. При этом заправлять систему нужно правильно, с использованием специальной установки. Установка выполняет полную откачку фреона, затем добавляет необходимое количество масла и производит полную заправку.
  2. Еще одной проблемой может стать появление неприятного запаха при включении кондиционера в авто. Следует учитывать, что на испарителе (влажная среда) могут скапливаться бактерии и грибки, которые становятся причиной такого запаха. Чтобы решить проблему, необходимо очищать испаритель при помощи специальных очистителей кондиционеров автомобильных.  

Неисправности автомобильных кондиционеров

Неисправности кондиционера в автомобиле

Как правило, поломки в автомобильном кондиционере  часто связаны со следующими проблемами:

  • износ компрессора;
  • повреждение конденсора;
  • повреждение магистралей;
  • проблемы с приводом компрессора;
  • неисправности датчиков и электрики;

Чаще всего первым повреждается конденсор, так как конденсор — теплообменник стоит перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.  Внутри конденсора высокое давление, также снаружи через решетку радиатора по конденсору ударяют камни, на нем оседает пыль, соли и дорожные реагенты. Не следует забывать и о высоком уровне вибраций.  Все указанные факторы приводят к коррозии и повреждениям, в результате чего радиатор кондиционера повреждается и происходит утечка фреона.

Климат контроль или кондиционер в машине что лучше Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается климат-контроль от  кондиционера в машине. Из этой статьи вы узнаете об особенностях данных систем, а также что лучше и надежнее.
Также к 100-150 тыс. км. активной эксплуатации может выйти из строя сам компрессор кондиционера. На проблемы с компрессором указывают шумы при его работе, при этом часто имеет место недостаточное охлаждении воздуха системой кондиционирования.  В одних случаях проблему удается решить обычной дозаправкой, тогда как в других необходимо менять компрессор.

Бывает и так, что кондиционер нормально холодит, однако при его включении или постоянно идет сильный шум. В этом случае проблемным может оказаться подшипник шкива.  Неисправность часто устраняют путем замены изношенных элементов, при этом не всегда сам компрессор нуждается в замене.

Что касается электрики и датчиков, в этом случае кондиционер в машине может не включаться, компрессор может отключаться сразу после включения и т.д. В подобной ситуации необходима проверка электрических цепей и датчиков. 

Рекомендации

Как видно, система кондиционирования в авто является достаточно сложным решением. Это значит, что для владельца не только нужно знать, как включить кондиционер в машине, но и уметь правильно обслуживать систему. Также важно устранять неисправности при появлении первых признаков неполадок.

Как почистить кондиционер в машине Рекомендуем также прочитать статью о том, как почистить кондиционер в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужна чистка автомобильного кондиционера, а также чем и как правильно чистить кондиционер в машине.
Еще отметим, что если только что был приобретен подержанный автомобиль с кондиционером  или производится  плановое обслуживание кондиционера в автомобиле,  нельзя ограничиваться только заправкой кондиционера. Специалисты настоятельно рекомендуют провести  диагностику системы.

Дело в том, что если система не герметична, после заправки фреоном через небольшой промежуток времени хладагент вытечет, после чего потребуется ремонт и повторная заправка. При этом пока фреон еще будет в системе, во время использования кондиционера негерметичная система будет работать на износ.  Результат- сокращение срока службы дорогостоящего компрессора.