Распространенные неполадки и ремонт дизельного ДВС

Автомобили с дизельным двигателем в силу конструктивных особенностей указанных силовых агрегатов имеют как ряд преимуществ, так и недостатков. Моторы данного типа отличаются низким расходом дизтоплива и высоким показателем крутящего момента, что сегодня делает их более предпочтительным вариантом для повседневной езды в городском цикле. Одновременно с этим говорить о повышенной надежности и увеличенном моторесурсе по сравнению с бензиновыми аналогами можно только при учете своевременного обслуживания и правильной эксплуатации дизельного двигателя. В списке основных проблем дизельных ДВС на ранних пробегах стоит отметить:

Также нужно учитывать естественный износ силвого агрегата, который состоит из многочисленных узлов и систем: впускная система, КШМ, ГРМ, система смазки, охлаждения, турбонаддува, система выпуска. На исправность и надежность после ремонта дизеля косвенно влияет меньшее количество квалифицированных специалистов по обслуживанию таких моторов на станциях технического обслуживания, плохое качество запчастей и ГСМ, а еще целый ряд других факторов.

Поломки топливной аппаратуры

Топливная аппаратура дизельного двигателя common rail

Моторы на солярке намного более требовательны к качеству и чистоте топлива сравнительно с бензиновыми ДВС. Согласно статистике около половины всех поломок дизелей вызваны сниженным качеством горючего. Бывает достаточно одной заправки дизтопливом с высоким содержанием воды и других примесей для полного выхода топливной аппаратуры дизельного двигателя из строя. Наиболее чувствительными элементами являются ТНВД и дизельные форсунки.

Необходимо отметить, что на территории СНГ дизтопливо имеет несоответствующее требуемым нормам цетановое число и отличается повышенным содержанием серы и механических примесей, что также не добавляет ресурса двигателю и системе питания.

Заливная горловина дизельного автомобиляРекомендуем также прочитать статью о том, что будет, если заправить дизельный автомобиль бензином вместо дизтоплива. Из этой статьи вы узнаете о возможных последствиях такой заправки автомобиля неподходящим видом горючего.

Для поддержания чистоты топливной системы дизельного двигателя необходимо производить периодический слив из фильтра-отстойника, а также рекомендуется промывать топливный бак со снятием 1-2 раза в год.

Не менее важным условием является заправка дизеля топливом по сезону, то есть зимней или летней соляркой. Замерзание летнего дизтоплива зимой (парафинизация) приводит к снижению текучести горючего. Попытки запуска двигателя в этом случае ускоряют износ топливной аппаратуры. Дело в том, что плунжерные пары ТНВД смазываются топливом, а его недостаточное количество в результате изменения свойств с понижением температуры вызывает сухое трение сопряженных деталей.

Устранение последствий в ряде случаев заправки соляркой низкого качества не ограничивается промывкой системы питания дизеля и заменой топливных фильтров, а сам ремонт топливной аппаратуры дизельного двигателя может потребовать от владельца значительных финансовых затрат.

Проблемы турбодизелей

Турбодизельный двигатель

Установка турбонаддува позволила приблизить дизельный двигатель по ряду эксплуатационных характеристик к бензиновым аналогам. Параллельно с этим любые моторы с турбонаддувом требуют повышенного внимания в процессе эксплуатации.

Хотя температура отработавших газов в дизеле ниже сравнительно с бензиновыми ДВС, турбина все равно подвергается значительным температурным и механическим нагрузкам. Для увеличения срока службы турбины может потребоваться установка так называемого турботаймера, а также рекомендуется прогревать двигатель перед поездкой. Необходимо тщательно подходить к вопросу подбора моторного масла для турбодизелей и значительно сокращать интервалы его межсервисной замены.

Масло для дизельного мотораРекомендуем также прочитать статью о том, как правильно выбрать лучшее масло для дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора и основных критериях при выборе смазочного материала.

В условиях эксплуатации автомобиля на отечественном дизтопливе с высоким содержанием серы масло в дизеле рекомендуется менять каждые 5-7 тыс. пройденных километров независимо от рекомендаций дилера или указанных интервалов в сервисной книге. Высокое содержание серы активно окисляет моторное масло, что приводит к быстрой потере его защитных свойств, коксованию и образованию смолистых отложений.

Сажевый фильтр и ЕГР

Сажевый фильтр дизельного двигателя

В процессе эксплуатации дизельного двигателя указанные технологические решения для снижения токсичности выхлопа склонны выходить из строя на относительно небольших пробегах. Клапан EGR, который является основным конструктивным элементом системы рециркуляции отработавших газов, может забиваться уже через 20-30 тыс. км.

Снижение пропускной способности клапана вызывает неустойчивую работу двигателя, дымление дизеля, потерю мощности и повышение расхода топлива на разных режимах работы дизельного двигателя. По этой причине широко распространенной является практика, когда владельцы попросту решают заглушить клапан ЕГР на дизельном двигателе, чем постоянно чистить систему рециркуляции.

Что касается сажевого фильтра, проблема схожа по характеру с закупоркой клапана системы рециркуляии, так как сажа постепенно забивает фильтрующий элемент. Наиболее активно это происходит в том случае, если транспортное средство постоянно находится в тяжелых условиях эксплуатации (недостаточный прогрев двигателя, топливо низкого качества, короткие поездки на малой скорости и низких оборотах, продолжительная работа мотора в режиме холостого хода, неисправности топливоподающей аппаратуры и т.д).

Встроенная система самоочистки (регенерации) сажевого фильтра в подобных условиях не в состоянии удалить скопившуюся скажу, пропускная способность выпускного тракта при этом сильно снижается, дизель начинает работать нестабильно. В этом случае требуется почистить сажевый фильтр самому или на сервисе одним из доступных методов такой очистки: со снятием фильтрующего элемента или прямо на машине.

Другие частые неисправности дизельных моторов

 Дизельный двигатель Mitsubishi

Подводя итоги, хотелось бы добавить, что дизельный двигатель лишен ряда проблем с системой зажигания, которые присущи бензиновым аналогам.

В определенной мере эта особенность упрощает сервисное обслуживание дизельных ДВС. При этом на дизелях необходимо обращать внимание на правильно выставленный момент топливного впрыска.

Что касается ГРМ, менять ремень и ролики газораспределительного механизма на дизельном двигателе необходимо строго по регламенту (каждые 60 тыс. км), так как обрыв приводного зубчатого ремня ГРМ достаточно распространен и потребует серьезного ремонта двигателя.