Система электронного управления ДВС

Система управления двигателем внутреннего сгорания (система управления инжектрного двигателя ЭСУД) – электронный блок управления (ЭБУ), который получает данные от различных датчиков. Непрерывная подача информации на блок управления двигателем позволяет ЭБУ контролировать и динамично корректировать параметры работы различных систем и механизмов ДВС.

Электронный блок управления двигателемРекомендуем также прочитать статью о том, что такое ЭБУ. Из этой статьи вы узнаете об устройстве и принципах работы электронного блока управления двигателем.

Электронная система управления двигателем в основе имеет комплексное управление крутящим моментом силового агрегата, то есть крутящий момент регулируется под один из возможных режимов работы двигателя:

  • режим запуска ДВС;
  • прогрев двигателя;
  • работа на холостом ходу;
  • езда под нагрузкой;
  • переходные режимы;
  • торможение двигателем;
  • включение дополнительного оборудования и т.п;

ЭБУ влияет на крутящий момент двигателя посредством регулировки подачи воздуха, а также при помощи корректировки УОЗ (угол опережения зажигания).

Принцип работы электронной системы управления двигателем

Схема электронного управлния двигателем

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) может быть системой управления как бензиновым, так и дизельным двигателем. Указанная система управления состоит из входных датчиков, ЭБУ, а также исполнительных устройств.

Развитие электронных систем управления ДВС стало возможным благодаря активному внедрению в конструкцию силовых агрегатов электронных компонентов. Еще одним фактором развития электронного управления стали экологические нормы и стандарты, полного соответствия которым можно добиться только при условии высокоточной работы управляющих систем.

На раннем этапе система управления двигателем представляла собой решение, в котором конструктивно были объединены система зажигания и система впрыска топлива. Сегодня ЭБУ двигателем контролирует большое количество систем и механизмов ДВС, среди которых:

Система управления двигателем работает по следующему принципу. В различных механизмах ДВС установлены входные датчики. Среди основных выделяют:

  • датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • датчик расхода воздуха (сегодня используется массовый воздухорасходомер ДМРВ);
  • датчик давления топлива;
  • датчик положения распредвала (датчик Холла, ДПРВ);
  • датчик коленвала;
  • датчик детонации;
  • кислородные датчики;
  • датчики температуры ОЖ, моторного масла, воздуха и т.д.

Указанные датчики осуществляют замер параметров работы мотора, после чего происходит преобразование в электрический сигнал. На современных автомобилях сигнал может быть как аналоговым, так и цифровым. Данные от датчиков являются основой, которая позволяет ЭБУ контролировать работу двигателя на разных режимах. Показания отдельно взятых датчиков могут служить для управления как одной, так и одновременно несколькими системами силового агрегата.

Место установки ДМРВРекомендуем также прочитать статью о том, что такое ДМРВ. Из этой статьи вы узнаете о том, как устроен и работает датчик массового расхода воздуха.

Электронный микропроцессорный блок управления двигателем получает информацию от датчиков, после чего происходит формирование управляющего сигнала. Указанный сигнал формируется после обработки данных от датчиков программой, которая зашита в ЭБУ. Далее управляющие сигналы подаются блоком на исполнительные устройства.

Блок управления двигателем поддерживает постоянную связь с аналогичными блоками управления автоматической трансмиссией, активными системами безопасности и другими решениями, которые получили отдельные блоки управления на конкретной модели транспортного средства. Другими словами, многие системы в автомобиле имеют свои собственные блоки управления, которые объединены в единую сеть под контролем ЭБУ двигателем.

Что касается исполнительных устройств (сервоприводы и т.д.), такие решения конструктивно являются составными элементами различных систем двигателя. Благодаря этим устройствам ЭБУ корректирует работу систем двигателя, посылая на них выходной сигнал.

Например, в системе топливоподачи исполнительными устройствами могут являться электробензонасос, перепускные клапаны. Топливный впрыск регулируется при помощи инжекторной форсунки, клапана регулировки давления и т.д. Система впуска имеет электропривод дроссельной заслонки. Катушка зажигания также является исполнительным устройством в системе зажигания.

Система охлаждения двигателя на современных авто получила ряд элементов конструкции, которые управляются при помощи электронных блоков. Открытие и закрытие термостата на некоторых ДВС, включение вентилятора системы охлаждения и целый ряд других функций обеспечивает электронный блок управления.

Системы рециркуляции и выпуска отработавших газов также имеют клапаны, подогреватели и другие решения которые управляются электроникой. Для своевременной подачи части выхлопа обратно во впускной коллектор блок управления задействует клапан ЕГР. В выпуске кислородные датчики могут принудительно подогреваться для оптимальной работы и т.п.

Неисправности и диагностика СУД

Диагностическая колодка, диагностический разъем OBD

Наиболее слабым местом электронных систем управления двигателем являются датчики. Выход из строя или подача датчиком на блок управления неправильного сигнала отражается в виде загорания ошибки на панели приборов. Проблемы с датчиками часто приводят к излишнему обогащению или обеднению топливно-воздушной смеси, неустойчивой работе ДВС, затрудненному пуску двигателя на холодную и/или на горячую, рывкам машины при езде, переходу двигателя в аварийный режим работы и т.д. ЭБУ выходит из строя гораздо реже.

Различные ошибки работы систем фиксируются в памяти электронного блока управления. Считывание данной информации производится специальными сканирующими устройствами, которые подключаются в диагностический разъем автомобиля.

Последующая расшифровка кода ошибки в ЭБУ позволяет точнее определить возможную неисправность. Сканирование ЭБУ позволяет определить поломку как самих датчиков, так и выявить потенциальные неполадки механизмов и систем самого двигателя.

Все статьи про электронную систему управления ДВС

Компьютерная диагностика автомобиля

Компьютерная диагностика автомобиля

Активное внедрение электронных схем в устройство автомобиля постепенно переросло в создание единой системы электронного управления…

Загорелась ошибка двигателя

Загорелась ошибка двигателя: что делать и как стереть

Ошибка в работе двигателя приводит к загоранию аварийного индикатора «check engine» на приборной панели. Индикатор…

Автомобиль и ЭБУ

Электронный блок управления (контроллер) ДВС

Современный автомобиль невозможно представить без множества электронных систем. Развитие и активное внедрение электроники в конструкцию…