Датчик скорости автомобиля (ДСА) необходим для измерения скорости движения авто. Показания с датчика передаются на электронный блок управления (ЭБУ), который управляет мотором и корректирует работу двигателя. На подавляющем большинстве автомобилей датчик скорости находится непосредственно на коробке переключения передач ближе к механизму привода спидометра.
Среди основных неисправностей ДСА можно выделить: обрыв цепей, повреждение или окисление контактов, выход из строя самого датчика, неисправности привода датчика скорости. При возникновении неисправностей датчик скорости проверяют со снятием и без демонтажа:
- мультиметром (замеряя сигналы в рамках рабочего цикла);
- при помощи контрольной лампы;
Подробная информация о признаках неисправности датчика скорости, а также способах его проверки, представлена в нашей статье.
Содержание статьи
- Датчик скорости на автомобиле: где стоит
- Как работает ДСА
- Вышел из строя датчик скорости: признаки неисправности
- Не работает датчик спидометра: причины
- Как проверить датчик скорости своими руками
- Как проверить привод датчика скорости
- Другие виды датчиков скорости: с язычковым переключателем и датчик индукционного типа
- Подведем итоги
Датчик скорости на автомобиле: где стоит
Расположен датчик скорости на КПП, в области механизма привода спидометра. Основная задача датчика скорости автомобиля (ДСА) – измерение скорости, после чего данная информация передается на ЭБУ.
Как работает ДСА
В основе работы датчика скорости лежит эффекта Холла. Сформированный датчиком частотно-импульсный сигнал, который передается на ЭБУ, прямо пропорционален той скорости, с которой вращаются колеса автомобиля.
Далее блок управления двигателем «просчитывает» интервал между импульсами, определяя скорость авто.
Вышел из строя датчик скорости: признаки неисправности
Очевидным признаком проблем с ДСА является неработающий спидометр. Если инжекторный двигатель глохнет на холостом ходу или на переходных режимах, причиной тоже может быть датчик скорости автомобиля.
В случаях, когда датчик скорости (датчик спидометра) полностью вышел из строя или передает неправильные данные, силовой агрегат работает крайне нестабильно.
На начальном этапе важно определить, что датчик скорости не работает и причиной сбоев в работе мотора является поломка ДСА. Следует обратить внимание на следующие признаки неисправности датчика спидометра:
- в режиме ХХ двигатель работает нестабильно;
- при движении ТС спидометр не работает или показания неверные;
- пропала тяга, мощность двигателя сильно снижена;
- машина разгоняется рывками, заметны провалы при разгоне;
- при отпускании педали газа после разгона авто отмечаются рывки;
- расход топлива сильно увеличен
Также на панели приборов обычно должен загореться «check», при этом ошибка прописывается в памяти ЭБУ в виде соответствующего кода. Обратите внимание, на некоторых авто «чек» может не гореть. Еще отмечены случаи, когда БК автомобиля проводит самодиагностику и выдает ошибку «отсутствие сигнала ДСА».
Не работает датчик спидометра: причины
Неисправности ДСА обычно вызваны разрывами цепи, повреждением или окислением контактов.
Конструктивно сам датчик скорости автомобиля достаточно надежен (рассматривая датчик скорости, схема устройства достаточно проста).
- На начальном этапе необходимо проверить проводку и контакты на предмет целостности. Что касается контактов, необходимо произвести их чистку и смазку (подойдет смазка типа Литол);
- Провода на датчик скорости обычно разрываются около штекера в месте изгиба, так как проводка перетирается и трескается изоляция;
- Параллельно рекомендуется проверить сопротивление в цепи заземления. Нормой является показатель 1Ом.
Если дефектов проводки и контактов не обнаружено или рассмотренные выше методы не позволяют устранить неполадку, необходимо проверить датчик скорости на работоспособность.
Как проверить датчик скорости своими руками
Среди основных способов проверки ДСА можно выделить:
- проверку вольтметром;
- диагностику при помощи контрольной лампы;
На многих авто установлен датчик, работа которого основана на эффекте Холла. Проверить ДСА данного типа не сложно. Однако встречаются датчики скорости других типов: язычковый датчик, а также индуктивный датчик скорости. Способ проверки таких датчиков несколько отличается.
Проверка датчика скорости мультиметром
Наиболее распространенный тип датчика скорости имеет 3 контакта: импульсный, заземление и напряжение. Прежде всего, нужно определить наличие заземления и напряжения 12В на контактах.
Для проверки датчика скорости вольтметром потребуется:
- снять датчик скорости;
- определить назначение контактов;
- перевести мультиметр в режим вольтметра;
- присоединить входящий контакт вольтметра к «импульсному» выходу;
- второй контакт заземлить на двигатель (можно на корпус авто);
Затем датчик скорости нужно вращать, определяя наличие или отсутствие сигналов в рабочем цикле. Также осуществляется замер выходного напряжения датчика. Для этого рекомендуется надеть кусок трубочки на ось датчика и вращать с небольшой скоростью до 5 км/ч. Чем быстрее вращается датчик, тем выше должно быть напряжение на вольтметре.
Как проверить датчик спидометра без снятия
Если владелец не знает, как снять датчик скорости с автомобиля или намерен произвести быструю проверку, можно обойтись без снятия датчика. Для такой проверки потребуется:
- поднять автомобиль на домкрате так, чтобы одно ведущее колесо оторвалось от земли и свободно вращалось;
- далее контакты датчика соединяют с вольтметром. После нужно вращать колесо и определить, появляется ли напряжение, а также происходит ли изменение частоты;
Быстрая проверка датчика спидометра контрольной лампочкой
Проверка датчика скорости также может быть выполнена при помощи контрольной лампочки (или так называемой контрольки). В рамках такой проверки:
- от датчика отсоединяется провод импульсный;
- машина поднимается на домкрате;
- вывешивается одно колесо и включается зажигание;
- далее один провод контрольки запитывается на «+» АКБ;
- второй провод подсоединятся к «сигнальному» разъему;
Если во время вращения колеса лампочка моргает – датчик скорости рабочий. Отсутствие моргания лампы укажет на то, что датчик неисправен и требует замены.
Как проверить привод датчика скорости
В ряде случаев причиной неисправности также может быть не сам датчик, а его привод. По этой причине также рекомендуется выполнять проверку привода датчика спидометра. Для такой проверки потребуется:
- поднять автомобиль на домкрате и вывесить колесо;
- обнаружить привод датчика, выходящий из КПП;
- вращать колесо (можно ногой самостоятельно или привлечь помощника);
Как правило, любые отклонения от нормы являются основанием для разборки привода. Часто зубья на шестернях привода датчика скорости оказываются поврежденными.
Другие виды датчиков скорости: с язычковым переключателем и датчик индукционного типа
Хотя такие датчики используются намного реже ДС на эффекте Холла, на некоторых авто встречаются именно такие решения. По этой причине необходимо учитывать некоторые особенности.
- Датчик с язычковым переключателем подают сигналы в виде прямоугольных импульсов с циклом 40-60%, при этом переключение осуществляется от 0 до 5В или от 0 до напряжения АКБ 12В.
- Что касается индукционного датчика, сигнал от вращения колес похож на волновое колебание (волновой импульс). В результате напряжение изменяется с учетом скорости вращения. Сам принцип похож на работу датчика угла поворота коленвала.
Подведем итоги
Датчик скорости (датчик спидометра) является важным элементом в устройстве системы электронного управления двигателем. Если водитель замечает рассмотренные в статье признаки сбоев в работе мотора, отдельное внимание следует уделить датчику скорости автомобиля.