Если потекли амортизаторы: сколько можно ездить

Амортизатор (стойка) является важным элементом в подвеске автомобиля. Амортизатор выступает в роли демпфера, который гасит колебания пружин подвески. Также амортизатор постоянно «прижимает» колесо к дороге, что обеспечивает наилучшую устойчивость и управляемость автомобиля, повышает эффективность торможения и т.д.

В процессе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с тем, что амортизаторы (стойки) потекли. Фактически, потекшие стойки означают, что при наружном осмотре можно обнаружить масляные потеки на корпусе амортизатора. Как правило, это указывает на износ амортизатора и/или повреждения, что ведет к полной или частичной потере его нормальной работоспособности.

Отметим, что в ряде случаев продолжить эксплуатацию машины можно, однако следует учитывать, что езда с неисправными или изношенными амортизаторами  неизбежно приводит к определенным последствиям. Подробнее читайте в нашей статье. 

Почему амортизатор потек: причины

Потек амортизатор причины Если просто, амортизатор представляет собой цилиндр с камерами, которые заполнены рабочей жидкостью (масляные амортизаторы) или газом (газовые амортизаторы). Также есть решения, которые сочетают в себе давление газа и масла (газомасляный амортизатор). В любом случае, в цилиндр амортизатора устанавливается поршень со штоком. Также цилиндр герметизируется за счет установки уплотнителей из резины, прокладок и т.д.

Когда амортизатор работает, поршень со штоком движется внутри амортизатора. Хотя  ход поршня небольшой, все равно этого достаточно, чтобы эффективно погасить колебания пружин подвески. В норме, при раскачке допускается не более 2 качков кузова автомобиля. Если кузов раскачивается сильнее, это говорит о проблемах со стойками. 

Чтобы понять, почему потек амортизатор, достаточно обратит внимание на особенности работы данного элемента. С учетом того, что амортизатор испытывает серьезные нагрузки, в процессе эксплуатации автомобиля постепенно разрушаются уплотнители амортизаторов, появляются задиры на штоке амортизатора и т.д. В отдельных случаях может даже треснуть корпус амортизатора, изменяется геометрия штока (шток амортизатора погнуло) и т.д. В результате рабочая жидкость начинает вытекать наружу.

Как следствие, если стойки на машине потекли, давление жидкости на поршень уменьшается, что не позволяет амортизатору эффективно гасить колебания пружин и прижимать колеса к дороге. При этом текут только масляные и газомасляные амортизаторы. Как правило, газовые амортизаторы видимых потеков масла снаружи не имеют, так как газ попросту улетучивается. При этом они также выходят из строя по причине недостаточного давления газа на поршень. 

В целом, на машине амортизаторы текут по следующим причинам:

  • естественный износ амортизатора;
  • дефекты амортизатора;
  • повышенные нагрузки на амортизаторы;
Что касается износа, средний срок службы самых качественных амортизаторов обычно составляет около 100-120 тыс. км. пробега. На автомобилях среднего и низкого класса стойки редко ходят больше 80 тыс. км. При этом на общий срок службы сильно влияют условия эксплуатации, нагрузки и т.д. Вполне очевидно, что если не нагружать автомобиль и ездить только по хорошим дорогам, а также поддерживать подвеску в исправном состоянии, тогда амортизаторы выходят весь заявленный срок службы.

Если же приходится перевозить грузы, часто передвигаться по пересеченной местности, грунтовым дорогам и т.д.,  в таком случае ресурс амортизаторов может сократиться на 50% и более. Если к этому добавить, что на рынке автомобильных запчастей амортизаторы достаточно часто сомнительного качества, на практике даже новые стойки  при определенных условиях могут выйти из строя уже через 30-40 тыс. км. пробега. 

Амортизатор потек: можно ли ездить на авто

Течет амортизатор амортизатор в масле причины последствия

Сразу отметим, что если масло течет из амортизатора, такую деталь нужно заменить. При этом характер течи укажет на то, как срочно это нужно делать и когда менять амортизаторы. Если видны только незначительные потеки в области выхода штока из корпуса, такое явление часто называют  «запотеванием» амортизатора. 

При этом часто бывает так, что если амортизатор «потеет», причем слегка, работоспособность детали все же сохраняется. В такой ситуации с заменой можно не торопиться. Главное, следить за поведением автомобиля, а также периодически осматривать место запотевания, так как более сильная утечка станет основанием для замены стойки.    

Если же видно, что масло вытекло из амортизатора в большом количестве (например, весь корпус в масле), в таком случае с заменой амортизаторов лучше не затягивать. Дело в том, что если амортизаторы неисправны, ухудшается не только устойчивость и управляемость автомобиля, но и эффективность торможения (особенно экстренного).

Причина – если стойки не работают, колесо недостаточно прижато к дороге, тормозной путь сильно увеличивается. Также важно отметить, что езда с неисправными амортизаторами приводит к сильному износу других деталей подвески, рулевого управления и т.д.

Получается, ездить на машине с потекшими амортизаторами можно, но крайне нежелательно. Более того, если потек не один амортизатор, а несколько, езда на таком автомобиле будет некомфортной, а также небезопасной. На высокой скорости машину может «бросать», автомобиль перестает держать траекторию в поворотах, увеличивается риск опрокидывания и т.д.

Еще добавим, что при выходе оного амортизатора из строя часть нагрузки перекладывается на другие стойки, которые также будут подвержены более сильному износу. В результате дальнейшая эксплуатация машины с одним неисправным амортизатором может повлечь за собой необходимость замены всех стоек «в круг».

При этом менять амортизаторы нужно только парами на одной оси. По этой причине лучше как можно быстрее заменить неисправные передние или задние амортизаторы, чтобы не сокращать срок службы стоек на противоположной оси.   

Что будет если не менять амортизаторы

что будет если не менять амортизаторы на автомобиле

Своеобразным индикатором износа стоек будут потеки масла из амортизатора, коррозия и деформация штока, явные нарушения устойчивости автомобиля на дороге, снижение эффективности торможения и т.д. Однако такие проблемы могут быть выражены не явно.

Достаточно часто можно встретит ситуацию, когда визуально амортизаторы не имеют сильных потеков, могут разве что стучать при езде. Особенно это актуально применительно к газовым амортизаторам. С учетом того, что стойки изнашиваются постепенно, водитель также в процессе эксплуатации привыкает к увеличению шума и определенным изменениям в поведении автомобиля.

На самом деле, амортизаторы нужно проверять и выполнять своевременную замену стоек. Кроме рисков попасть в ДТП, следует отметить износ целого ряда деталей и элементов самого автомобиля при езде с «убитыми» амортизаторами.
  1. Прежде всего, если амортизаторы сильно изношены, раскачка автомобиля на неровностях может привести к повреждениям кузовных элементов, деталей выхлопной системы, различных защит в нижней части авто. В отдельных случаях можно зацепить картер двигателя или КПП, что приведет к серьезным неисправностям и необходимости дорогостоящего ремонта.
  2. Излишняя раскачка при неработающих амортизаторах также неизбежно изнашивает детали в подвеске и рулевом управлении. Избыточные колебание выводят из строя сайлентблоки, втулки, страдают шаровые опоры, рулевые наконечники, тяги и т.д.
  3. Если амортизаторы потекли или неисправны, заметно возрастают нагрузки на тормозную систему и рулевое управление при езде. По причине избыточной раскачки приходится все время подруливать, усиливая износ рулевого механизма. Чтобы эффективнее тормозить, водитель вынужден сильнее и чаще нажимать на педаль тормоза, что сказывается на ресурсе тормозных колодок, дисков и других деталей тормозной системы.
    Как проверить амортизаторы на работоспособность Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому проверить амортизаторы на автомобиле. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах проверки амортизаторов на машине, а так же на какие признаки и симптомы неисправностей или износа стоек следует обращать внимание в рамках диагностики амортизаторов.
Вполне очевидно, что заменить амортизаторы зачастую дешевле, чем в последующем комплексно устранять последствия езды с неработающими стойками. Получается, если признаки выхода из строя одного или нескольких амортизаторов проявились в полной мере, амортизаторы необходимо менять.

Подведем итоги 

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если потекли амортизаторы (стойки), неисправные элементы подлежат замене. Если амортизатор «потеет», то есть утечка не сильная, а также стойка не стучит при езде, можно эксплуатировать автомобиль небольшой промежуток времени, соблюдая осторожность при езде.  

Если же сильно потекли, например, два или три амортизатора, ездить дальше настоятельно не рекомендуется. Допускается разве что предельно осторожное перемещение на низких скоростях. От маневрирования, резкого торможения, активного входа в повороты придется полностью отказаться, так как сильно увеличивается тормозной путь, автомобиль может попросту слететь с дороги и т.д.

Что касается газовых амортизаторов, в отличие от масляных или газо-масляных стоек, они практически не текут. Однако это не значит, что такой амортизатор не может выйти из строя. Все рассмотренные выше  неисправности и отклонения от нормы в поведении автомобиля в полной мере проявятся при эксплуатации авто с неисправными амортизаторами независимо от типа стоек.
Как сделать подвеску мягче Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать подвеску автомобиля мягче. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах изменения жесткости подвески, а также на что следует обращать внимание, меняя жёсткость подвески автомобиля.

Напоследок отметим, что к вопросу подбора амортизаторов для замены нужно подходить с максимальной ответственностью (например, важно подобрать подходящий вариант по длине штока, определиться с типом наполнения стойки, газ, масло или газ-масло и т.д.).

Также важно правильно установить амортизатор на машину при замене, прокачать амортизатор перед установкой.  По этой причине рекомендуется не только своевременно проверять и менять амортизаторы на машине, но и доверять такие работы исключительно опытным специалистам.