Как сделать подвеску автомобиля мягче и комфортнее

Подвеска автомобиля на разных типах авто может заметно отличаться. При этом конструкция подвески и ее настройки оказывают прямое воздействие на комфорт при езде на том или ином автомобиле. Если просто, в плане комфорта можно выделить два основных типа подвески: жесткая подвеска и мягкая подвеска.

Все остальные варианты можно считать промежуточными, так как на двух автомобилях с условно жесткой подвеской одна машина может оказаться комфортнее другой по ощущениям при эксплуатации в одинаковых условиях.

На практике, в подавляющем большинстве случаев именно владельцы машин с жесткой подвеской часто сталкиваются с необходимостью сделать подвеску мягче на машине. Как правило, для этого будет достаточно:

  • заменить амортизаторы и пружины;
  • установить подходящие шины и диски.

При этом важно понимать, что жесткость подвески также оказывает влияние не только на комфорт, но и на управляемость, устойчивость автомобиля, эффективность торможения и т.д.  По этой причине важно обращать внимание на целый ряд особенностей и нюансов при доработке подвески. Подробнее читайте в нашей статье. 

Какая подвеска бывает на автомобиле

Жесткая или мягкая подвеска что лучше

В зависимости от типа и класса авто, современная машина  в подавляющем большинстве случаев может иметь:

  • пружинную подвеску;
  • пневмоподвеску;
  • гидроподвеску;

При этом самыми распространенными являются первые два типа, в то время как гидроподвеска встречается редко и устанавливается на легковые автомобили класса «люкс» и аналогичные внедорожники. Также встречаются комбинированные варианты, когда задняя ось может иметь пневматическую подвеску, тогда как на передней установлена обычная пружинная подвеска.

  • По ряду причин именно пружинная подвеска стала наиболее распространенной. Такая подвеска является относительно дешевой, отличается надежностью и вполне способна обеспечить приемлемый уровень комфорта, а также необходимую устойчивость и управляемость автомобиля.

При этом пружинная подвеска на разных авто может отличаться по жесткости. Дело в том, что существует прямая зависимость между мягкостью и энергоемкостью подвески и управляемостью и устойчивостью авто. Если просто, чем жестче подвеска, тем лучше машина рулится и стоит на дороге, при прохождении поворотов крены минимальны, рулевое управление максимально острое и отзывчивое.

Однако минусом является то, что при проезде неровностей, а также на щебне, мелких ямах и камнях такая подвеска может работать слишком грубо, вибрации и удары передаются на кузов. Естественно, ездить на такой машине в подобных условиях некомфортно.

В свою очередь, мягкая подвеска способна обеспечить достаточную плавность хода и более высокий комфорт, при этом машина с такой подвеской сильнее раскачивается, хуже держит дорогу, рулевое управление менее точное. В результате машины с такой подвеской больше подходят для спокойной или размеренной езды. Также мягкая подвеска может устанавливаться на внедорожники, чтобы повысить уровень комфорта в условиях езды по пересеченной местности.      

С учетом таких особенностей автопроизводители стремятся сделать подвеску такой, чтобы обеспечит приемлемый уровень комфорта и одновременно сохранить управляемость автомобиля. Те или иные решения напрямую зависят от мощности мотора, особенностей трансмиссии и привода, типа кузова и целевого назначения (легковой авто того или иного класса, внедорожник рамный или обычный кроссовер, спорткар) и т.д.   

  • Что касается других типов подвески, основным их отличием от пружинной является то, что вместо пружин используются пневматические баллоны или гидрокамеры, наполненные специальной жидкостью. Такое решение позволяет изменять дорожный просвет, а также гибко регулировать жесткость подвески.
В свою очередь, водитель получает возможность самостоятельно подстраивать подвеску на машине применительно к тем или иным условиям эксплуатации автомобиля.  Главным недостатком таких типов подвесок можно считать более высокую начальную стоимость, большое количество дополнительных компонентов, меньшую надежность в целом и повышенную сложность ремонта.

В результате на подавляющем большинстве автомобилей не только начального, но и среднего класса используется более простая и проверенная временем «железная» пружинная подвеска. При этом отсутствие возможности изменять жесткость такой подвески заставляет владельцев, которые считают заводские настройки  неподходящими, активно искать те или иные решения для повышения комфорта.      

Как сделать жесткую подвеску мягче

Как сделать жесткую подвеску мягче

Сразу отметим, что рассматривать вопрос, как поменять пружины на «пневму» или заменить обычную подвеску на пневмоподвеску  в рамках данной статьи мы не будем. Конечно, такой способ позволит сделать подвеску мягче, однако для подавляющего большинства авто данное решение будет слишком дорогим и неоправданным.

Вернемся к обычным пружинам. Итак, если владелец считает, что ему достался автомобиль с жесткой подвеской, можно попытаться сделать такую подвеску мягче. Если автомобиль не обеспечивает плавность хода или просто нужна мягкая машина, нужно обратить внимание на следующие элементы:

  • шины;
  • колесные диски;
  • амортизаторы;
  • пружины.
При этом получить значительное улучшение можно получить только путем комплексного подхода, то есть одновременно установить все перечисленные выше элементы. Если точнее, нужно сначала подобрать самые мягкие пружины и амортизаторы, которые подходят для конкретного автомобиля.

В случае с пружинами это будут изделия, имеющие переменный шаг витков. Амортизаторы нужно подбирать масляные или газомасляные, также возможна комбинация, когда на заднюю ось ставятся масляные стойки, тогда как на переднюю газомасляные. 

Что касается шин и дисков, начинать следует с определения диаметра колесного диска и его вылета, а также материала изготовления. Установив легкосплавные диски с большим вылетом, можно получить лучшую плавность хода. Также следует помнить, что чем меньше диск по диаметру, тем большим будет профиль установленной на него покрышки. 

В свою очередь, шина выступает демпфером, принимая на себя удары и сглаживая неровности дорожного полотна. Чем большим будет профиль шины, тем комфортнее и мягче ездить. Более того, если изначально подбирать шину с высоким профилем и мягкой боковиной,  езда на такой покрышке будет еще более комфортной.

Еще добавим, что также можно установить в пружины баферы. Фактически это подушки из резины, которые также могут быть цельными или накачаны воздухом. Если поставить амортизаторы и пружины помягче, плавность хода с такими баферами повышается. При этом основной недостаток — на сильных неровностях, когда бафер полностью сжимается, комфорт и мягкость резко падают и удары передаются на кузов.

Важно понимать, что все приведенные выше рекомендации являются общими, а также каждое отдельно взятое решение имеет как плюсы, так и минусы.  В каждом конкретном случае нужно четко понимать, как установка того или иного элемента повлияет на поведение автомобиля в целом.

Мягкая подвеска: недостатки

Мягкая подвеска автомобиля плюсы минусы

Начнем с того, что при создании автомобиля инженеры всегда учитывают следующий параметр — частоту колебаний кузова. Важно, чтобы данный показатель находился в оптимальных рамках, так как слишком мягкая подвеска может привести к тому, что пассажиров  начнет укачивать и трясти. Это значит, что определенная жесткость должна присутствовать в обязательном порядке.

Также некоторая жесткость связана и с тем, что подвеска должна гасить удары и не передавать их на кузов.  Без должного уровня жесткости реализовать это невозможно, слишком мягкую подвеску будет попросту пробивать, так как энергоемкости при низкой жесткости недостаточно.

Еще следует отметить прямое влияние жесткости подвески на устойчивость и управляемость авто в зависимости от веса и габаритов самого кузова. Для простоты понимания, чем легче и меньше по размерам и весу автомобиль, тем жестче подвеска должна стоять на такой машине.

Если сделать подвеску мягкой, в этом случае легкая машина с небольшой колесной базой будет плохо управляться, сильно крениться в поворотах, раскачиваться и может слететь с дороги даже на средней, а не на высокой скорости. При этом большой и тяжелый рамный внедорожник, в отличие от легковой малолитражки, вполне может быть оснащен намного более мягкой подвеской и будет нормально стоять на дороге и управляться.

По этой причине, если комфорт передвижения на автомобиле является приоритетным, изначально лучше сразу правильно подбирать сам автомобиль под конкретные цели и задачи, чем пытаться переделывать уже имеющееся транспортное средство.

Простыми словами, бюджетная малолитражка с целым комплексом доработок по подвеске все равно никогда не будет такой комфортной и мягкой, при этом одновременно с хорошей управляемостью и устойчивостью по сравнению с представительским седаном или внедорожником высокого класса.   

На что обратить внимание при изменении жесткости подвески

Подрезать пружины подвески В стремлении повысить плавность хода важно всегда помнить о том, что любые изменения и доработки оказывают как положительное, так  и отрицательное влияние на поведение и эксплуатационные характеристики и показатели автомобиля. 

  1. Например, установка дисков с большим вылетом означает, что также сильно увеличивается нагрузка на ступичные подшипники. В результате ступичные подшипники могут быстро начать гудеть и выходить из строя.
  2. Шины с мягкой боковиной и высоким профилем проще повредить при попадании в яму на скорости. Также ухудшается устойчивость при езде на таких шинах в поворотах, профиль буквально подламывается и машина «плавает». Это ухудшает как управляемость, так и устойчивость в целом.
  3. Установка слишком мягких амортизаторов и пружин приводит к тому, что автомобиль при торможении может «клевать» носом и раскачиваться, также может падать сама эффективность торможения.
  4. Решение поставить баферы в мягкие пружины все равно не означает, что подвеска будет эффективно поглощать сильные удары и сохранять свою мягкость в любых условиях. При этом сами баферы изнашиваются, растрескиваются и требуют периодической замены.

Советы и рекомендации

Жесткая мягкая подвеска автомобиля преимущества недостатки

Следует отметить, часто подвеска дубовая по причине того, что на машине установлены неподходящие по сезону шины, накачка которых также не соответствует норме. Как правило, речь идет о летних шинах, которые эксплуатируются уже после похолодания.  Дело в том, что летние покрышки имеют более жесткую боковину, изготовлены из более грубой и менее эластичной резиносмеси.

В результате покрышка попросту дубеет на морозе, что оказывает значительное влияние на плавность хода. Также перепады температур приводят к тому, что давление в таких шинах в холодный период сильно меняется. Накачав холодные шины, например, до 2 атмосфер, можно получить уже 2.5 атмосферы после их прогрева при активной езде. При этом эластичность такой шины на холоде остается низкой, что влияет на комфорт. 

Получается, нужно своевременно менять шины по сезону, а также постоянно следить за давлением воздуха в шине. Настоятельно не рекомендуется снижать давление ниже нормы для повышения комфорта! Это приводит к ускоренному износу самих покрышек, а также ухудшению управляемости и эффективности торможения.

При подборе шин и дисков следует руководствоваться только теми параметрами, которые  допускает сам производитель автомобиля. Нельзя устанавливать шины и диски, параметры которых отличаются от указанных в мануале. В отдельных случаях допускаются только незначительные отклонения.

Как подобрать диски для машины параметры колесных дисков Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно подобрать диски для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о параметрах, а также требованиях и рекомендациях, которые нужно учитывать при подборе колесных дисков для машины.

Лучше сращу отказаться от идеи подрезать пружины или поставить укороченные пружины на автомобиль, причем делать это без дополнительных доработок подвески. Дело в том, что это приведет к уменьшению клиренса, а сама пружина станет мягче за счет того, что рабочих витков попросту станет меньше. Результат —  кузов начнет раскачиваться, автомобиль будет заносить в поворотах, появляются пробои и т.д.

Нужно помнить, что мягкие пружины и амортизаторы имеют меньший срок службы  при езде по плохим дорогам. С учетом того, что именно такой комплект ставят для повышения комфорта, нужно быть готовым к быстрому проседанию пружин и выходу из строя амортизаторов. При этом ставить дешевые изделия в целях экономии также не рекомендуется. В таком случае высоки риски получить заметное ухудшение управляемости вместо комфорта.

Если водитель часто ездит на пустом автомобиле по плохой дороге, для улучшения плавности хода и устойчивости можно немного нагрузить заднюю ось, положив в багажник что-либо тяжелое. Конечно, в этом случае нагрузка приведет к более активному износу пружин и повышенному расходу топлива, однако комфорт при езде можно повысить.

Что в итоге

Как видно, инженеры для каждой модели авто моделируют и настраивают подвеску таким образом, чтобы получить лучшее сочетание управляемости, комфорта, безопасности и срока службы деталей. По этой причине четко определена длина пружин, их жесткость, вид амортизаторов и длина хода, конструкция рычагов, стабилизаторов и т.д.

Какие амортизаторы лучше выбрать Рекомендуем также прочитать статью о том, какие амортизаторы лучше выбрать для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о видах и типах амортизаторов, а также  особенностях, на которые следует обращать внимание при выборе стоек для авто.

Если же в подвеску внести изменения для повышения уровня комфорта в ущерб жесткости, следует учитывать, что можно потерять в управляемости и устойчивости. Также более активным может быть и сам износ деталей подвески, так как энергоемкость изменяется.

Напоследок отметим, что повышенная жесткость подвески  является обязательной  для спортивных и мощных автомобилей.  Только жесткая подвеска обеспечивает наилучшую устойчивость, эффективное торможение, острое рулевое управление и более предсказуемое поведение авто на дороге. Сочетание таких свойств позволяет водителю практиковать спортивный стиль езды.

В свою очередь, мягкая подвеска больше подходит для спокойной и неспешной езды, так как общая маневренность такого автомобиля значительно проигрывает аналогам с более жестко настроенной подвеской. При этом даже комплексные доработки зачастую не позволяют сохранить желаемый комфорт на прежнем уровне и одновременно улучшить устойчивость и управляемость автомобиля.