Устройство пневмоподвески, неисправности и ремонт пневмы

Пневмоподвеска (пневматическая подвеска, пневма) —  сочетание пневматики, механики, и электроники в устройстве ходовой части автомобиля. В отличие от традиционных решений с использованием обычных амортизаторов и пружин или рессор, пневматическая подвеска или просто пневма:

  • обеспечивает более высокий комфорт и лучшую управляемость;
  • позволяет динамично изменять клиренс автомобиля;
  • всегда удерживает кузов в оптимальном положении на неровностях и т.д.

При этом такая подвеска более сложная в устройстве и теоретически менее надежна, а также ремонт пневмоподвески потребует высоких расходов (с учетом значительной стоимости отдельных элементов). На практике, чтобы увеличить срок службы пневмы, необходимо придерживаться ряда правил в процессе эксплуатации. Подробнее читайте в нашей статье.  

Схема пневмоподвески

Пневмоподвеска схема

Встречается пневматическая подвеска на легковых авто высокого класса, на внедорожниках, на грузовых автомобилях и автобусах, а также некоторых видах спецтехники. При этом на легковых автомобилях в плане конструкции пневма самая сложная, так как часто используются амортизаторы с электронным управлением (адаптивная подвеска).

Конструктивно «классическая» пневмоподвеска включает в себя:

  • пневмоэлементы;
  • компрессор;
  • ресивер (не всегда);
  • датчики положения кузова;
  • систему управления.

Важно понимать, что фактически основной пневматической частью пневмоподвески является упругий элемент, который заменяет собой пружины, рессоры, торсионы. Это значит, что в целом такая подвеска конструктивно не сильно отличается от подвесок других типов (типа МакФерсон, многорычажной и т.д.). Основное отличие на легковых авто — пневмостойки, которые заменяют традиционные амортизаторы с пружинами.

Как устроена пневмостойка

Пневмостойка устройство

Пневмоподушка (пневмоэлемент, пневмобаллон или пневматическая рессора) – это упругий элемент, который принимает на себя нагрузки при езде по неровностям (аналогично пружинам), при этом поддерживает кузов автомобиля в нужном положении, сохраняет заданный клиренс.

Для реализации такой задачи в пневмобаллоне постоянно поддерживается необходимое давление воздуха, который нагнетается компрессором. При этом пневмобаллон может быть единым целым с амортизатором или интегрироваться отдельно.

Если амортизатор и пневмоподушка выполнены одним целым — такая конструкция называется  пневмостойкой. Такая стойка напоминает конструкцию МакФерсон, при этом вместо пружины используется камера из резины, наполненная воздухом. Также камера имеет особый каркас, повышающий прочность и износостойкость.  

Компрессор  «пневмы»

Компрессор пневмоподвески

Основная задача компрессора — нагнетать воздух в систему для дальнейшей подачи в пневматические баллоны. При этом важно понимать, что компрессор пневматической подвески является не просто устройством для подачи воздуха под давлением.

Данный элемент нагнетает воздух, постоянно контролирует его давление в системе на всех участках системы. Также компрессор имеет специальный осушитель, чтобы удалить лишнюю влагу из системы.

Ресивер пневмоподвески

Ресивер пневмоподвески

Ресивером пневмы является резервуар, в котором накапливается сжатый воздух. Ресивер нужен для того, чтобы поддерживать давление в системе без необходимости постоянно задействовать компрессор. Компрессор срабатывает только тогда, когда в ресивере снижается давление.

В результате, благодаря наличию ресивера срок службы компрессора заметно увеличивается. Также ресивер позволяет более эффективно поддерживать оптимальное давление в пневмобаллоннах, так как не тратится время на включение компрессора и подкачку воздуха. Обычно при включении компрессор поднимает давление в ресивере, а не в самих пневмоподушках.

Электронная система управления пневмоподвеской

Блок управления пневмоподвеской

За счет наличия специальных клапанов и датчиков блок управления пневмой осуществляет контроль за давлением  воздуха, а также гибко распределяет его на каждый пневмобаллон.

Это возможно благодаря наличию:

  • ограничительных клапанов;
  • перепускных клапанов;
  • электронных датчиков.
Датчики определяют эффективность работы всей пневмосистемы, учитывают положение кузова и скорость движения авто, угол поворота руля, положение педали газа и т.д. С учетом целого ряда показателей система самостоятельно регулирует положение кузова, отвечает за степень демпфирования амортизаторов на адаптивной подвеске и т.д. В результате водитель получает максимальный комфорт, лучшую устойчивость, минимальные крены в поворотах и т.д.

Также системой обычно можно управлять и в ручном режиме, изменять клиренс авто и настройки подвески. Для этого можно выбрать режимы «спорт», «стандарт», «комфорт» или «плохая дорога». В зависимости от типа автомобиля, режимы, функционал и настройки могут отличаться.

Неисправности и ремонт пневмы на автомобиле

Не держит пневма машина падает неисправности пневмоподвески

В процессе эксплуатации автомобиля на пневме  необходимо обращать внимание на основные признаки неисправности пневмоподвески. Среди симптомов неисправностей можно выделить:

  • передняя и/или задняя часть опускается при заглушенном двигателе;
  • при запуске мотора поднимается только задняя или передняя часть авто;
  • после запуска двигателя не поднимается какая-либо сторона, может быть слышно шипение снаружи авто;
  • передняя часть поднимается выше задней части;
  • при активной езде передняя часть опускается, однако после остановки поднимается выше задней части;
  • постоянно изменяется клиренс, кузов не может принять нужное положение;
  • нет возможности изменять клиренс, не удается включить сервисный режим для ремонта пневмы, не удается сделать развал-схождение;

Часто на панели приборов загорается значок неисправности пневмоподвески. Это уведомление информирует водителя о проблемах, а также может указывать на то, что пневма работает в аварийном режиме. 

 Как правило, основные проблемы связаны со следующими неисправностями:

  • утечка воздуха через пневмобаллоны или соединения;
  • износ поршневых колец компрессора;
  • неполадки датчиков и управляющей электроники.

Ремонт пневмоподвески

Ремонт пневмоподвески В зависимости от типа неисправности, выполняется ремонт пневмоподвески. Зачастую, из строя выходят пневмобаллоны или пневмостойки, так как их официальный ресурс составляет  около 100 тыс. км, однако на практике проблемы могут возникать уже к 50-60 тыс. км. Особенно это касается пневмоподушек открытого типа.

Если просто, подушка или пневматическая камера – это резиновый рукав высокого давления, который растягивается или сворачивается по направляющему поршню, что позволяет менять линейную длину амортизатора для изменения клиренса. Со временем каркас, а затем и резина перетираются, баллон начинает пропускать воздух.

Как проверить амортизаторы на автомобиле Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить амортизаторы на машине своими руками. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах проверки стоек на автомобиле.
В результате машина опускается, стойки не держат давление. Кстати, на компрессор сильно возрастают нагрузки, так как ему необходимо постоянно поддерживать давление. В подобной ситуации пневмобаллоны нужно скорее менять, так как  через  небольшой промежуток времени дополнительно потребуется ремонт или замена дорогостоящего пневмокомпрессора.

Также отметим, что кроме баллонов и компрессора, из строя может выйти  блок клапанов пневмы, нагнетательный клапан или штуцер. Также проблемы могут быть с датчиками высоты, блоком управления подвеской или магистралью.

Рекомендации

Пневма на автомобиле

  1. Зачастую первыми из строя на машинах с пневмоподвеской выходят пневмостойки. При этом (особенно если баллоны открытого типа), несколько увеличить срок службы подушек можно путем регулярного мытья баллонов на мойке высокого давления. Это утверждение справедливо как для легковых автомобилей, так и для внедорожников.
  2. В случае возникновения проблем с герметичностью баллонов, затягивать с их заменой не стоит, так как компрессор будет постоянно включаться для поддержания давления и перегреваться. Если утечка воздуха сильная, в этом случае компрессор будет часто отключаться, так как система включает защиту от перегрева, при этом кузов так и не сможет принять нормального положения.
    Какие амортизаторы для авто лучше выбрать Рекомендуем также прочитать статью о том, какие амортизаторы лучше выбрать для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора стоек, а так же какие параметры и характеристики нужно учитывать.
  3. С учетом высокой стоимости пневмостоек в сборе, некоторые автовладельцы выполняют кустарную реставрацию пневмоподвески. Данный способ кажется привлекательным в плане стоимости, однако также имеется ряд серьезных недостатков. Необходимо помнить, что при реставрации выполняется ремонт пневмобаллонна (герметизация), тогда как амортизатор часто остается изношенным.
  4. Сегодня можно отдельно купить пневмоподвеску для разных авто (в целях модернизации, тюнинга и доработок под конкретные задачи).
    При этом важно понимать, что качественная установка пневмоподвески является сложной процедурой и зачастую потребует привлечения сторонних специалистов. По этой причине, если обязательно нужна пневмоподвеска, купить проще сразу автомобиль, оборудованный таким типом подвески, чем дорабатывать машину самостоятельно.
  5. Реставрация пневмостоек не позволяет говорить о надежности, воздух все равно может через время начать немного «травить». Результат — недостаточно эффективная работа пневмостойки в целом, изменение устойчивости, ухудшение управляемости, повышенные нагрузки на компрессор, сложности с калибровкой положения кузова и т.д. По этой причине лучшим решением будет замена стоек пневмы на новые оригинальные, причем парами на одной оси (по аналогии с обычными амортизаторами). Данный способ — гарантия нормальной работы всей системы на протяжении прогнозируемого срока службы детали.