Коробка передач с двойным сцеплением: устройство, принцип работы, особенности

Появление трансмиссии, которая сочетает в себе удобство автоматической коробки передач и топливную экономичность, свойственную механической коробке, стало настоящим достижением в автомобилестроении. Речь идет о КПП с двойным сцеплением.

Обеспечение такого же плавного переключения передач, как у автоматической трансмиссии при лучшей топливной экономичности позволило коробке передач с двойным сцеплением захватить значительную долю рынка. Чтобы понять, почему два сцепления обеспечивают такую же плавность переключения, как и автоматическая коробка передач, далее рассмотрим принцип работы устройства.

Устройство КПП с двойным сцеплением

Коробка с двойным сцеплением

Итак, КПП с двойным сцеплением — это фактически две независимые роботизированные механические коробки передач в одном корпусе, управляемые компьютером (ЭБУ). Одна коробка имеет четные скорости, тогда как другая нечетные.

Пока автомобиль движется на одной из передач, следующая уже выбрана и ожидает включения.

В момент переключения сцепление, которое было задействовано,  размыкается, в то же время быстро подключается второе. Результат- момент переключения и смены передачи занимает доли секунды.

Основные элементы устройства двух сцеплений:

  • мехатроник— электромеханическое устройство для управления работой дисков сцепления;
  • кассета дисков сцеплений;
  • корпус (с масляной ванной либо сухой).

Типы двойного сцепления

Двойное сцепление устройство

Прежде всего, первой появилась коробка, где имеется так называемое «мокрое» сцепление (два пакета фрикционных дисков в масле, размещенные в корпусе).

Концентрическое расположение пакетов фрикционных дисков применяется в трансмиссии автомобилей, оборудованных передним приводом. Параллельное расположение пакетов фрикционных дисков чаще всего применяется в трансмиссии автомобилей, оборудованных  задним приводом.

Основные составляющие «мокрого» сцепления:

  • входная ступица;
  • главная ступица, ступица первой и второй муфты;
  • ведущий диск;
  • пакет дисков первой и второй муфты;
  • диафрагменная пружина и витковая пружина;
  • поршень;
  • гидроцилиндр первой и второй муфты;
  • первичный вал первого и второго ряда.
Следующим этапом стало «сухое» сцепление (два сухих диска сцепления, расположенные на первичных валах коробки). Особенность такого типа двойного сцепления – независимая  друг от друга работа  каждого из сцеплений.

Основные составляющие «сухого» сцепления:

  • два первичных вала;
  • два выжимных подшипника;
  • две диафрагменные пружины;
  • два нажимных диска;
  • ведущий диск;
  • два диска сухого сцепления;
  • двухмассовый маховик.

Достоинства «мокрого» и «сухого» сцеплений следующие:

  • «мокрое» сцепление применяется для передачи большего крутящего момента, так как имеет лучшее охлаждение;
  • в «сухом» сцеплении на привод масляного насоса отсутствуют потери мощности ДВС. 
Область применения двойного сцепления сегодня обширна. Благодаря разработкам компаний Porsche и Audi (спортивные автомобили) двойное сцепление в конструкции КПП начали применять с 1980 года. На сегодня производителей двойного сцепления не много, это обусловлено высокой технологической сложностью конструкции.

Вот некоторых из них: BorgWarner («мокрое» сцепление для Volkswagen);  Ricardo (коробка передач для Bugatti Veyron); Luk («сухое» сцепление для Volkswagen), ZF (коробка передач для Porsche) и др.

По своей надежности и безотказности среди аналогов признанным лидером на рынке КПП с двойным сцеплением является концерн Volkswagen. Некоторые компании в конструкции своих КПП используют компоненты разных производителей, например MDCT от BMW- КПП от Getrag с двойным сцеплением от BorgWarner.

Примеры коробок с двойным сцеплением:

Коробка передач с двойным сцеплением: плюсы и минусы

Где используется двойное сцепление

Коробка с двойным сцеплением имеет ряд преимуществ и недостатков. Рассмотрим некоторые из них. Если говорить о преимуществах, тогда можно выделить:

  • экономичность;
  • плавность переключения скоростей;
  • хорошую динамику;
  • возможность устанавливать «мокрое» двойное сцепление на автомобили с мощными двигателями.
    DSG или Powershift  отличия что лучше Рекомендуем также прочитать статью о том, в чем отличие коробки DSG от Powershift. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и отличиях указанных типов КПП, а также что лучше, ДСГ или Повершифт.

Недостатки КПП с двойным сцеплением:

  • высокая технологическая сложность конструкции;
  • дорогостоящий ремонт и обслуживание;
  • при динамичной езде на «сухом» сцеплении могут проявляться посторонние шумы и рывки.
  • сниженный ресурс по сравнению с другими видами АКПП; 

Что в итоге

Технология с двумя сцеплениями технически продвинутая и современная. Коробка передач с двойным сцеплением позволяет эффективно передать максимум крутящего момента от ДВС. Передачи переключаются быстро, практически нет разрыва потока мощности.

Коробка DSG минусы недостатки Рекомендуем также прочитать статью о том, чем плоха коробка DSG. Из этой статьи вы узнаете об основных минусах и недостатках ДСГ, а также в каких случаях данная КПП показана к приобретению или же от покупки машины с DSG лучше отказаться.
Однако с учетом сложности такой КПП, дороговизны и недолговечности отдельных узлов данная трансмиссия может считаться оптимальным решением только на новых автомобилях, которые еще находятся на гарантии.

В том случае, если пробег превышает отметку в 100-150 тыс. км., следует быть готовым к серьезным затратам, которые потребуются в рамках комплексного обслуживания и даже вероятного ремонта КПП данного типа.

 

Читайте также