Сегодня производители предлагают потребителю различные типы автоматических коробок передач, как «классические» автоматы и вариаторы CVT, так и роботизированные КПП с одним или двумя сцеплениями.
Если говорить о коробках робот, существует большое количество подобных трансмиссий. Например, DSG на моделях Volkswagen, Skoda или Seat, PowerShift на автомобилях Ford, MultiMode от Toyota и т.д. В этой статье мы рассмотрим коробку передач S-tronic, проблемы, преимущества и особенности данной АКПП.
Коробка передач S-tronic: что это такое и как работает
Итак, коробка S-tronic является преселективным роботом и устанавливается на модели Audi. C учетом того, что Ауди входит в состав концерна VAG, становится понятно, трансмиссия фактически является аналогом известной DSG (Direct Shift Gearbox). Однако есть и некторые отличия.
Как и в случае с ДСГ, S-tronic имеет два диска сцепления, что позволяет очень быстро переключать передачи, поток мощности практически не разрывается при переключениях, достигается высокая топливная экономичность, комфорт, улучшается разгонная динамика.
Если говорить об устройстве S-tronic, следует выделить:
- два диска сцепления;
- два вторичных вала (для четных и нечетных передач);
- сложную электронную систему управления (датчики, ЭБУ);
- гидравлический блок управления (мехатроник), который является исполнительным устройством.
Если просто, коробка С-троник на Ауди является двумя механическими КПП, которые объединены в одном корпусе. На валу одной коробки реализованы четные передачи, тогда как другой вал отвечает за нечетные.
В момент переключения работающее сцепление быстро отключается и моментально подключается второе. В результате переключение передачи «вверх» или «вниз» происходит мгновенно, водитель не ощущает рывков, задержек, толчков и т.д.
Чтобы было понятнее, давайте представим машину на механике, которая разгоняется с места на первой передаче. Для такого разгона задействована пара шестерен первой передачи. Далее водитель выжмет сцепление и самостоятельно включит повышенную (вторую или даже сразу третью).
В случае с преселективным роботом, пока машина едет на первой передаче, шестерни второй передачи также уже будут находиться в зацеплении друг с другом, однако сцепление не будет включено.
После того, как коробка таким образом дойдет до 6 или седьмой передачи (наивысшей), процесс переключений будет происходить в обратном порядке. Пока машина, например, движется на 7 передаче, 6 также уже будет выбрана и почти включена. Кстати, роботизированная коробка похожа на секвентальную, где, в отличие от МКПП, менять передачи можно только в строгой последовательности.
Что касается мехатроника, который позволяет создавать нужное давление в системе и гидроцилиндрах под управлением ЭБУ, вся система настроена так, чтобы добиться максимальных показателей КПД трансмиссии одновременно с высоким уровнем комфорта для водителя. Добавим, что также существуют роботизированные коробки передач с электрическим приводом, однако электропривод ставят исключительно на бюджетные модели авто.
Плюсы и минусы коробки S-tronic
Разобравшись с тем, что такое S tronic и как устроен агрегат данного типа, можно рассмотреть сильные и слабые стороны этой АКПП. Начнем с плюсов преселективной трансмиссии:
- высокая разгонная динамика, так как передачи переключаются за 0.8 мс, а это очень быстро. Машина с такой КПП плавно и динамично разгоняется;
- заметная экономия топлива (до 10%) по сравнению не только с гидромеханическими АКПП и вариаторами, но и с МКПП, что позволяет снизить расходы на содержание ТС.
- указанная коробка работает так, что водитель и пассажиры не ощущают момента переключения передач. По комфорту преселективный робот приближен к вариатору;
- К минусам S-Tronic можно отнести высокую начальную стоимость автомобиля с данной КПП, низкий ресурс и недостаточно высокую надежность трансмиссии, сложность и дороговизну ремонта, а также необходимость проводить регулярное обслуживание коробки передач.
Если учесть, что конструктивно робот это все та же механика, к самой коробке в плане надежности особых претензий нет. Однако не стоит забывать о том, что как и в случае с механикой, сцепление является «расходником».
Прежде всего, в коробке робот, в отличие от МКПП, нужно чаще менять трансмиссионное масло, причем делать это нужно правильно. Также с износом коробка передач может работать не так плавно, могут появиться рывки, вибрация, удары или провалы при переключениях.
В этом случае банальная замена сцеплений и масла в коробке во многих случаях не помогает, часто приходится менять сам гидроблок, проверять состояние преселектора и т.д. При этом замена мехатроника обходится дорого. Более того, новый блок также не всегда становится 100% решением проблемы.
Подведем итоги
Как видно, преселективная роботизированная коробка передач является своеобразным гибридом МКПП и АКПП. С одной стороны, в основе лежит надежная «механическая» конструкция, вместо дорогого гидротрансформатора задействованы привычные узлы сцепления и т.д.
В качестве итога отметим, что даже с учетом определенных недостатков, роботизированная коробка S-tronic или Audi R-tronic способна обеспечить высокие показатели разгонной динамики в сочетании с топливной экономичностью и комфортом. В результате данный тип КПП активно устанавливается на автомобили марки Audi, которая относится к премиальному сегменту.