Каждый автомобилист задумывается о надежности той или иной трансмиссии, подбирая наиболее комфортную, экономичную и устойчивую к износу КПП. Если говорить о CVT и что такое CVT коробка передач, история создания этой трансмиссии начинается еще со времен Леонардо Да Винчи.
Изначально простейший агрегат данного типа использовался на мельницах, однако спустя несколько столетий компания DAF начала устанавливать СVT на свои малогабаритные автомобили в 1958 году. Далее мы рассмотрим основные особенности КПП CVT, что такое CVT в целом, а также какие плюсы и минусы имеются у данного вида коробки.
Тип трансмиссии СVT: что это такое и как работает
Трансмиссия СVT — это система, которая часто называется «вариаторная» или «бесступенчатая» коробка передач. Главное отличие от других типов автомобильных коробок состоит в отсутствии окончательного числа зафиксированных позиций с различными передаточными числами.
Другими словами, в этой КПП нет привычных ступеней (скоростей), как в случае с МКПП, АКПП или роботом РКПП. При этом работает вариатор как и любой другой автомат, то есть водителю не нужно отвлекаться на переключение передач, педалей в салоне тоже две: газ и тормоз.
- Итак, чтобы понять, каким же образом работает СVT трансмиссия, необходимо рассмотреть общее устройство. По своему строению CVT состоит из двух шкивов: первый шкив ведущий, а второй ведомый. Они соединены специальным трапециевидными металлическим ремнем, довольно прочным по своей структуре. Ведущий шкив получает крутящий момент от ДВС, а ведомый шкив передает момент на колеса через приводные валы.
Такая конструкция коробки передач является самой простой. Когда двигатель меняет свои обороты, то диаметр ведущего шкива тоже меняется, фактически стягивая или приотпуская клиновидный ремень. Это, в вою очередь, влечет за собой изменение передаточного числа. Каждый раз меняется размер и у ведомого шкива (благодаря инертности присутствующих пружин). Абсолютно всеми процессами управляет электроника.
Эти свойства данной коробки передач предопределяют особенности машины с CVT трансмиссией. При этом одни отличительные особенности можно отнести к достоинствам этого типа коробки, тогда как другие считаются недостатком.
Главные преимущества и недостатки CVT
С одной стороны, отсутствие «ступеней»» позволило достигнуть ряда положительных результатов, которые по достоинству оценивают владельцы авто с вариатором.
Можно выделить такие достоинства CVT:
- автомобиль набирает скорость мягко и плавно, тяга постоянная;
- обороты двигателя всегда находятся в оптимальном режиме, нет толчков при переключениях передач и скачков оборотов ДВС;
- разгон на вариаторе достаточно интенсивный, нет потерь тяги в момент переключений (разрыва потока мощности не происходит);
- водитель получает высочайший комфорт и плавность хода, во время набора скорости также нет лишнего шума от двигателя и КПП.
- вариатор является экономичным, а также благодаря снижению расхода топлива и высокому КПД считается экологичным типом КПП.
Причиной тому можно читать следующие минусы CVT:
- не рекомендуется активная езда на авто на максимальных оборотах двигателя и/или с большой нагрузкой (резкие старты и замедление, высокая скорость, буксировка прицепа и других ТС, перевозка грузов и т.д.);
- каждые 30 тыс. км. требуется смена фильтров и дорогостоящего масла в вариаторе, а каждые 100 тыс. замена ремня/цепи вариатора;
- вариатор не ставят в паре с ДВС мощнее 220 лошадиных сил, так как агрегат попросту не выдерживает нагрузок;
- ремонт и восстановление коробки CVT получается сложным и дорогим, также мало специалистов, которые способны качественно отремонтировать вариатор;
- с учетом использования сложной электроники, при поломке того или иного датчика нарушается работа всей коробки, что также может привести к серьезным неполадкам самой КПП.
Что в итоге
Как видно, рассмотрев все основные минусы и плюсы CVT, можно сделать определенный вывод, что выбор данной трансмиссии должен быть основан на манере вождения.
Если же владелец по тем или иным причинам выведет вариатор CVT из строя, следует сразу готовиться к большим затратам на ремонт или полной замене вариатора на новый агрегат. Напоследок отметим, что с учетом сниженного ресурса и сложности ремонта также следует с особой осторожностью подходить к вопросу приобретения контрактной коробки вариатор.