В последнее время турбомотор (бензиновый или дизельный двигатель, оснащенный турбонагнетателем) активно вытесняет традиционные атмосферные двигатели. При этом система турбонаддува является важным элементом такого двигателя, причем работает турбина (турбонагнетатель) в экстремально тяжелых условиях (высокие температуры и нагрузки, скорость вращения крыльчатки). По этой причине пристальное внимание следует уделять системе смазки и охлаждению турбины.
Данное решение позволяет существенно увеличить срок службы системы турбонаддува, а также поддерживать максимально полную работоспособность турбины в процессе эксплуатации автомобиля. Также турботаймер оказывает некоторое положительное воздействие на состояние моторного масла и его срок службы. Подробнее читайте в нашей статье.
Для чего нужен турботаймер
По сравнению с традиционными «атмосферниками» турбомотор имеет несколько преимуществ. Установка турбонаддува позволяет получить небольшой по своим габаритам силовой агрегат, который является одновременно мощным, более экономичным в плане расхода топлива и гибким в настройке с учетом жестких современных экологических стандартов и требований.
При этом система турбонаддува является важным элементом в устройстве такого ДВС. Если просто, турбина принудительно нагнетает воздух в цилиндры, что позволяет максимально эффективно и полностью сжигать топливо. В результате происходит заметное увеличение мощности (около 30%-35% и даже более) по сравнению с атмосферными аналогами, имеющими аналогичный рабочий объем.
Не трудно догадаться, что после активной езды сразу глушить турбированный двигатель нельзя. Причина — после значительного нагрева турбине нужно остыть. Более того, если сразу остановить силовой агрегат, циркуляция масла прекращается, моторное масло в раскаленном турбонагнетателе буквально выгорает и коксуется. В результате страдает подшипник турбины.
Владельцы турбированных моторов, которые имеют опыт эксплуатации подобных ДВС, а также автомеханики хорошо знакомы с данной проблемой. По этой причине перед полной остановкой двигателя настоятельно рекомендуется дать турбине «остыть». Фактически, для этого двигатель должен поработать в режиме холостого хода около 2-5 минут. После этого можно смело выключать зажигание. При этом в рамках активной эксплуатации автомобиля это может создавать определенные неудобства.
Чтобы решить данную проблему, достаточно установить турботаймер. Данное решение позволяет вынуть ключ из замка зажигания, покинуть автомобиль, закрыть замки и поставить машину на охрану, в то время как турботаймер автоматически заглушит мотор через запрограммированный промежуток времени.
Что такое турботаймер и как работает
Разобравшись с тем, зачем нужен турботаймер, давайте рассмотрим данное устройство более подробно. Итак, турботаймер — небольшой контроллер, интегрированный в схему подключения замка зажигания. Устройство электронное, данный контроллер автоматически распознает, когда водитель извлекает ключ из замка зажигания.
Примечательно то, что даже если проникнуть в автомобиль в тот момент, когда двигатель работает на холостых от турботаймера, а ключа в замке зажигания нет, начать движение на автомобиле не получится. Данное устройство блокирует системы автомобиля, при попытке начать движение активируется сигнализация, иммобилайзер и т.п.
Турботаймер: ставить или нет
Начнем с того, что некоторые владельцы турбомоторов утверждают, что при спокойном стиле езды в установке турботаймера нет необходимости. Другими словами, смысл устанавливать турботаймер есть только в том случае, если водитель часто крутит двигатель до оборотов, близких к красной зоне на тахометре.
С этим утверждением можно согласиться, но только частично. Первое, даже на оборотах немного выше средних разогрев турбины уже может быть существенным. Второе, с учетом достаточно высокой стоимости турбокомпрессора, а также его ограниченного ресурса, дополнительное охлаждение турбины при небольших вложениях никак не будет лишним.
Другими словами, для бензиновых и дизельных авто турботаймер является очень полезным решением. Среди основных преимуществ можно выделить следующее:
- увеличение срока службы и общего ресурса турбины путем защиты от перегрева;
- относительная простота установки и доступная стоимость турботаймера.
- положительное влияние на общее состояние моторного масла (смазка не «угорает» в раскаленном турбонагнетателе после остановки ДВС).
По этой причине рекомендуется доверять монтаж подобного оборудования исключительно опытным профессионалам, которые подберут оптимальную модель турботаймера, а также правильно установят данное устройство в автомобиль и выполнят его настройку после монтажа. Также специалисты параллельно проверят корректность работы всех сопряженных систем автомобиля на предмет ошибок или сбоев.
Еще добавим, что наличие турботаймера несколько увеличивает расход топлива, хотя и весьма незначительно. На практике, срабатывание турботаймера в некоторых случаях может быть и вовсе неоправданным. Например, водитель просто перепарковал автомобиль, турбина не разогревалась, при этом двигатель все равно будет работать некоторое время на холостых оборотах после выключения зажигания и расходовать горючее.
Советы и рекомендации
Следует учитывать, что не на все машины с турбомотором обязательно нужно ставить турботаймер. И дело тут не в спокойном стиле езды, а в устройстве того или иного турбокомпрессора, который установлен в конкретном авто.
- Сами изготовители турбин для двигателей автомобилей постоянно совершенствуют конструкцию. Существует много моделей авто с турбонагнетателями, в которых нагрев камеры для раскаленных газов не оказывает особого влияния на температуру подшипников турбины и маслоканалы. Если такая турбина стоит на вашем авто, устанавливать дополнительный турботаймер не нужно.
- То же самое можно сказать об автомобилях, оснащенных автономной системой охлаждения турбины. Такая система самостоятельно поддерживает циркуляцию моторного масла в турбине для охлаждения турбокомпрессора уже после остановки двигателя. Получается, турботаймер в этом случае также будет лишним.
Что в итоге
Как видно, турботаймер является настоятельно рекомендуемым устройством для одних автомобилей и фактически не нужным решением для других. По этой причине важно сначала разобраться в особенностях того или иного турбокомпрессора на вашем авто, а также имеет ли конкретная модель штатные решения для охлаждения турбины. Сделать это можно, обратившись к официальному дилеру марки, получив консультацию у специалистов, задав вопрос на тематическом форуме и т.д.
Такое устройство позволит продлить ресурс турбокомпрессора, а также несколько увеличить срок службы моторного масла и дольше сохранять его полезные защитные свойства. При этом для более нагруженных турбомоторов вопрос подбора и периодичности замены моторного масла стоит намного острее по сравнению с атмосферными силовыми агрегатами.