Топливная форсунка – электромагнитный клапан с маленьким отверстие, который открывается по команде электронного блока управления на определенное время. Через указанное отверстие под высоким давлением подается топливо, необходимое для формирования топливно-воздушной смеси.
На проблемы с форсунками обычно указывают следующие признаки:
- мотор с трудом заводится;
- двигатель работает нестабильно;
- силовой агрегат троит;
- заметны провалы и потеря мощности;
- плавают обороты;
- увеличен расход топлива;
В подобной ситуации инжекторные форсунки необходимо регулярно чистить или выполнять их замену. При этом на ВАЗ проверить, почистить или заменить форсунки 2114-2115 можно своими руками. Подробнее читайте в нашей статье.
Инжектор 2114-2115: особенности
Система подачи топлива на ВАЗ 2114 не отличается сложностью по сравнению с аналогами. Если коротко, схема устройство и работы всей системы следующая:
- Топливный насос накачивает горючее из бака;
- Топливо поступает к двигателю по топливным магистралям, создавая давление в топливной рампе (рейке);
- На топливной рейке установлены инжекторные форсунки;
- Электронный блок управления посылает сигнал и открывает форсунки на определенное время, чтобы подать необходимое количество топлива в двигатель.
- Излишки топлива «сбрасываются» обратно в бак через обратную магистраль благодаря работе регулятора давления в топливной рампе;
В результате в двигатель подается ровно столько топлива, сколько необходимо для формирования оптимальной рабочей смеси для того или иного режима работы. Это позволяет сделать инжектор более экономичным, форсунка 2114 работает эффективно и мотор на разных режимах получает «правильную» смесь топлива и воздуха.
Форсунки на ВАЗ 2114, независимо от количества клапанов (8 и 16 клапанный мотор) ставятся по одной на цилиндр. При этом впрыск топлива происходит не напрямую в цилиндр, а во впускной коллектор. Именно там бензин смешивается с воздухом. Основная задача форсунки — эффективно распылить топливо в коллекторе, чтобы получить качественную смесь.
Почему нужна чистка или замена форсунок
Основной проблемой является загрязнение отверстия форсунки, когда горючее не может нормально распыляться.
Если форсунка полностью перестает работать, топливо в цилиндр не поступает. Еще бывает неполадка, когда форсунки не полностью открываются/закрываются, не держат давление и «льют» топливо в коллектор.
В противном случае:
- эффективность подачи топлива в мотор нарушается;
- пропадает мощность двигателя;
- ухудшается качество смеси топлива и воздуха;
- силовой агрегат работает неровно;
- увеличивается расход топлива.
Причины сбоев в работе инжектора
В норме норме форсунки должны работать с высокой четкостью, скорость их работы также очень высокая (открытие и закрытие происходит несколько раз за 1 секунду).
Это необходимо для бесперебойного питания двигателя «оптимальной» смесью на разных режимах, а также в целях обеспечения мелкодисперсного распыления бензина (для лучшего смешивания топлива с воздухом). Также важно, чтобы форсунка имела плотное закрытие, не допуская утечек горючего во впускной коллектор.
Обратите внимание, необходимость заменить форсунки 2114 возникает намного реже, чем необходимость очистки. Причина — достаточно высокая надежность инжекторов. В результате устранить проблемы зачастую удается при помощи чистки форсунок.
Проверка форсунок без снятия
Прежде всего, на заведенном моторе нужно пощупать форсунки рукой. В норме они вибрируют, так как постоянно открываются и закрываются. Если какая-либо форсунка не вибрирует, это указывает на то, что она не работает.
Причин выхода из строя несколько:
- не приходит управляющий сигнал;
- нет питания;
- инжектор вышел из строя.
На начальном этапе проверять необходимо питание на форсунку, разъемы, контакты, проводку и т.д. Если диагностика не дает результатов, возможно, форсунка подлежит замене.
Как снять форсунки с автомобиля
Даже если все форсунки работают, проверить качество их работы можно только после демонтажа с двигателя. Также для наилучшей очистки инжекторы требуется снимать.
Для чистки форсунок, проверки или замены их необходимо снять с машины. Для этого:
- Мотор нужно заглушить, далее снимается клемма с аккумулятора, также для удобства снимается патрубок воздушного фильтра;
- Затем потребуется выполнить сброс давления в топливной рейке (сзади на рейке есть клапан, прикрытый колпачком). Колпачок нужно снять, на клапан нажимают тонкой отверткой или шилом.
- Теперь нужно отсоединить обе топливные трубки, отключить разъемы от форсунок и открутить топливную рампу;
- Сами форсунки снимаются вместе с рампой;
- Чтобы снять инжекторы, следует отодвинуть фиксирующую шайбу, после чего форсунку можно извлечь;
После нажатия на кнопку форсунка должна открываться, причем жидкость также должна распыляться равномерно. Не допускается, чтобы жидкость разбрызгивалась. Также после отключения кнопки форсунка не должна протекать.
Конечно, такой метод не позволяет точно определить качество распыла и оценить эффективность работы инжектора, однако позволяет убедиться в том, что форсунка работает /не работает на открытие/закрытие, через нее проходит/не проходит жидкость и она течет/не течет. Однако для точной проверки форсунку нужно диагностировать отдельно.
Чистка инжектора: как выполняется
Если заметны сбои в работе инжектора, необходимо знать, как почистить форсунки ВАЗ 2114. Выполнить такую очистку можно двумя способами:
- чистка форсунок со снятием;
- очистка инжектора без снятия;
Наиболее правильным методом является промывка форсунок на специальном стенде. Стенд позволяет оценить производительность форсунки, эффективно устранить загрязнения и затем проверить качество распыла. Если результат неудовлетворительный, проблемы с распылом, а также открытием/закрытием устраняют при помощи метода очистки форсунок ультразвуком.

Что касается второго способа — чистка форсунок на машине без снятия считается больше профилактической мерой и не позволяет удалить стойкие загрязнения. Для такой очистки необходимо залить в бензобак специальный очиститель или подать подобный очиститель напрямую к форсункам, минуя систему топливоподачи (выполняется при помощи специальной установки).
Промывка форсунки своими руками
В процессе эксплуатации ВАЗ 2114 форсунки необходимо периодически промывать. Сделать это можно как на специальном оборудовании, так и самостоятельно. После снятия инжекторов с автомобиля можно приступать к их самостоятельной чистке.
Для этого потребуется:
- снять с форсунок уплотнительные кольца;
- замочить форсунки в ацетоне или бензине;
- извлечь инжекторы и аккуратно прочистить сопла тонкой иголкой;
- промыть форсунки внутри путем подачи очистителя;
В рамках очистки форсунку через кнопку с проводкой подключают к аккумулятору. В шприц необходимо набрать жидкость и подсоединиться через трубку к форсунке. Затем давление создается шприцем и нажимается кнопка, жидкость распыляется. Процедуру повторяют несколько раз.
Рекомендации и советы
Показателем нормальной работы форсунки является качественный распыл жидкости. Также после промывки форсунок рекомендуется заменить топливные фильтры, при необходимости дополнительно очищается сетка-фильтр бензонасоса. Это необходимо, чтобы грязь из топливной системы повторно не забивала инжекторы.
