Ремонт и обслуживание ВАЗ 2114: генератор

Генератор в автомобиле входит в список основного навесного оборудования и является важным элементом.  Среди основных функций можно выделить то, что автомобильный генератор заряжает АКБ, а также питает бортовую сеть после запуска ДВС.

При этом, хотя общая конструкция похожа, на разных авто устройство генератора может несколько отличаться. В любом случае, важно уметь своевременно выявить возможные неполадки, а также знать, как выполнить диагностику и ремонт генератора при такой необходимости.

Далее мы рассмотрим, как устроен и работает генератор на ВАЗ 2114, какие особенности имеет генератор на данной модели, какие признаки указывают на то, что генератор 2114 вышел из строя, как выполнить ремонт генератора и т.д.

Автомобильный генератор на 2114: особенности

ВАЗ 2114 генератор ремонт проверка

Начнем с того, что хотя простые отечественные модели (например, ВАЗ 2107, 2110, 2114, 2115 и многие другие) не имеют большого количества основной и дополнительной бортовой электроники, генератор ВАЗ 2107 или генератор ВАЗ 2115 представляет особую важность. Причина —  необходимость заряжать АКБ  и восполнять заряд, потраченный аккумулятором на запуск ДВС, а также питание бортовой сети.

Генератор или генераторная установка  на ВАЗ 2114 является трехфазной электроустановкой переменного тока. Устройство имеет встроенный блок выпрямителей, благодаря чему происходит преобразование переменного тока в постоянный ток.

Генератор ВАЗ 2114 имеет такие технические характеристики: величина напряжения для питания обмотки возбуждения  составляет от 13.2В до14.7В. Генератор  вырабатывает ток 80А.

Чтобы понять, как снять генератор 2114 ( подробнее рассмотрим ниже), необходимо  на начальном этапе отметить, что агрегат установлен на двигателе слева. Приводится генератор от коленчатого вала через приводной ремень генератора. Ротор вращается вправо.

Общее устройство генератора включает в себя целый ряд отдельных элементов:

  • переднюю крышку из алюминия и заднюю алюминиевую крышку (в крышках выполнены посадочные места для подшипников);
  • клемму подсоединения АКБ;
  • разъем для подачи напряжения на обмотку возбуждения;
  • конденсатор для подавления помех;
  • установочное место для щеточного узла генератора;
  • диодный блок (6 силовых диодов и 3 дополнительных), закрепленный на внутренней стороне задней крышки;
  • для того чтобы полупроводники в устройстве генератора хорошо охлаждались, они устанавливаются на особые алюминиевые пластины;
  • также выделяется цилиндр сердечника статора, изготовленный из трансформаторного железа. Крышки притянуты к статору 4 болтами;
  • внутри статора выполнены пазы, куда укладываются силовые обмотки, имеющие выводы для соединения с блоком выпрямителей;
  • еще отметим, что обмотка возбуждения своими выводами подключается к контактным кольцам, установленным на валу ротора;
  • еще спереди вала ротора изготовлена особая шпоночная канавка, где стоит приводной шкив;
  • щеточный узел генератора ВАЗ 2114 не разборной, выполнен единым целым с реле-регулятором, которое заключено в отдельный стальной корпус, прикрепленный к щеткодержателю (кстати, щетки угольно-графитовые).

Симптомы неисправностей генератора, диагностика и ремонт

Признаки неисправностей генератора

Итак, на проблемы с генератором  зачастую указывает то, что на панели приборов загорается лампочка АКБ. Это указывает на проблемы с зарядкой аккумулятора от генератора. Также неполадки могут проявляться в виде постоянного разряда АКБ или недозаряда аккумулятора. Также признаком проблем является перезарядка аккумулятора (АКБ «кипит», выкипает электролит и т.д.).

Еще на проблемы с генератором укажет тусклый свет фар при работающем двигателе, скачки напряжения в бортовой сети, появление посторонних шумов в области генератора после запуска ДВС. Так или иначе, если с самой АКБ все в порядке, тогда следует проверять генератор.

Если коротко, список основных проблем:

  • Частой неполадкой является предохранитель. Если он перегорает, нужна замена. Также важно определить причину перегорания. Для этого следует проверять цепи питания, соединения «ноля» с другими контактами и т.д.
  • В случае, когда диагностика не выявила проблем с проводами, клеммами и контактами, следует проверять элементы генератора. Зачастую, в списке основных неисправностей выделяют выход из строя щеток генератора (сильный износ, разрушение).

Добавим, что если нужна замена щеток, тогда требуется замена и щеткодержателя.  В свою очередь, контактные кольца можно не менять, их достаточно почистить при помощи очистителя. Еще специалисты выделяют неисправности регулятора напряжения, обрыв или расслоение ремня генератора, заклинивание подшипника и т.д.  

В любом случае, каждая из указанных проблем может вывести генератор из строя. Более того, многие неполадки имеют свойство активно прогрессировать. Некоторые из поломок в случае несвоевременного устранения приводят к тому, что потребуется замена генератора ВАЗ 2114.

Как проверить генератор мультиметром

Проверка генератора мультиметром

На практике, действенным способом проверки генератора является диагностика при помощи мультиметра. Чтобы это сделать, мотор нужно запустить. Далее нужно промерить напряжение на клеммах АКБ. Затем следует создать нагрузку (включить энергопотребители, например, фары и магнитолу), нажать на педаль газа, раскрутив мотор до 2500-3000 об/мин.

В этот момент нужно замерить напряжение на клеммах АКБ. Норма – вольтметр покажет 13В. Если включить энергопотребители, напряжение должно возрасти до 14.7В.  Если видны отклонения от нормы, можно сделать определенные выводы.

В случае, когда генератор не выдает нужного напряжения, нехватка компенсируется за счет АКБ и «высаживает» батарею. Если же напряжение высокое, это опасная ситуация, которая может привести к перегоранию ламп,  предохранителей или выходу из строя ЭБУ.

Кстати, специалисты не рекомендуют проверять генератор без мультиметра путем  банального снятия «плюса» с аккумулятора. Помните, это может вывести электронику автомобиля из строя. Если причину установить без снятия генератора не удается,  тогда нужен демонтаж агрегата.

Еще отметим, что также необходимо оценить, как работает генератора в плане шума. Если при вращении ротора слышны посторонние звуки, виновником  вполне может быть подшипник генератора, который нагружен ремнем и может выходить из строя.

Снятие генератора с автомобиля и его разборка

Как снять и разобрать генератор ВАЗ

Вполне очевидно, что методы поверхностной диагностики далеко не всегда позволяют точно определить неисправность. Более того, чтобы выполнить ремонт, агрегат во многих случаях нужно снимать. При этом на одних моделях (например, генератор на ВАЗ 2107) снять легче, чем на других. Что касается более современных ВАЗ 2114 или ВАЗ 2115, генератор снять несколько сложнее и нужно знать определенные нюансы. Давайте разбираться.

  • Итак, рассмотренный ниже вариант позволяет не снимать защиту двигателя. Для снятия генератора ВАЗ 2114 нужно подготовить: ключи гаечные на 13, на 10, ключ рожковый 17 х 19, головку на 15, а также монтировку;  
  • Теперь можно снимать клеммы с АКБ, ослабить ремень генератора и снять его. После осуществляется демонтаж натяжного механизма ремня;
  • После от генератора следует отсоединить провода, отключить разъем на обмотку напряжения;
  • Сам генератор крепится гайкой и длинным болтом. Сначала откручивают болты головкой 15, на которых кронштейн закрепляется на блоке;
  • Теперь делается разворот устройства по направлению по часовой стрелке. Это позволит извлечь ось крепления к кронштейну;
  • После можно выкручивать гайку (ключ на 19) и доставать гайку вместе с втулкой. После из кронштейна ось выбивают надставкой;
  • Завершающим этапом становится извлечение генератора, потянув его вверх;
Чтобы разобрать генератор, нужны ключи рожковые 19 и 10,  а также крестовая отвертка. Сначала снимается защитный кожух на корпусе (следует отжать 3 защелки). Винты крепления щеточного узла выкручиваются отверткой. Затем следует отсоединить провода от вывода реле-регулятора. Далее нужно открутить 4 винта крепления блока выпрямителей.

Следующим шагом будет отключение выводов обмоток и снятие выпрямительного блока. Параллельно снимается  конденсатор, который устраняет радиопомехи. Далее нужно открутить 4 винта, стягивающие корпус, после чего снимается крышка, где стоят контактные кольца. Далее нужно открутить гайку, крепящую шкив. Чтобы это сделать, лучше сразу зажать вал ротора в тиски, тем самым избежав проворачивания.

Как проверить диодный мост генератора Рекомендуем также прочитать статью о том, как поверить диодный мост генератора. Из этой статьи вы узнаете об основных способах проверки диодного моста, а так же на какие нюансы следует обращать внимание в рамках такой диагностики генератора автомобиля.

После нужно снять шкив генератора и упорную шайбу с вала ротора. Затем убирается крышка с ротора. Рекомендуется заранее наметить положение статора относительно крышек, чтобы упростить сборку.

Результатом проделанной работы становится возможность  осмотреть разобранный генератор ВАЗ 2114, провести дефектовку. По окончании сборка и установка генератора на машину производится в обратном порядке. Если же устройство сразу меняется на новое вместо ремонта,  тогда можно сразу перейти к монтажу.

Кстати, не всегда замена генератора ВАЗ 2114 связана только с неисправностями генераторной установки. Например, заменить генератор в машине может быть нужно по причине комплексной установки мощного допоборудования (например,  акустики, усилителей и сабвуферов вместе с подогревами сидений и т.д.)

Что касается 2114, в таком случае многие автолюбители  выбирают вместо устройства на 80 Ампер  более мощный генератор на 115 Ампер (от Лада Приора или ВАЗ Калина).  Дело в том, что в плане крепления нет никаких отличий. Нужно только поменять шкив приводного ремня. Заменив указанный шкив, остается только установить на ВАЗ 2114 генератор от Приоры или Калины.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что необходимость проверять и ремонтировать генератор может возникать по разным причинам. Более того, в ряде случаев необходимо уделять внимание генератору достаточно часто, так как некоторые элементы в его устройстве могут отказывать по отдельности. Например, если генератор изношен, тогда выходят из строя щетки, реле-регулятор, клеммы, обмотки, подшипники и т.д.

Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством правильно и полностью Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно заряжать аккумулятор зарядным устройством. Из этой статьи вы узнаете, на что обратить внимание при необходимости зарядить АКБ от ЗУ, а также что нужно учитывать и как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.
В качестве итога отметим, что игнорировать поломки нельзя, так как в одних случаях генератор просто не сможет заряжать АКБ, тогда как в других скачки напряжения могут стать причиной поломок электрооборудования автомобиля. Чтобы избежать всех рисков, рекомендуется обращать внимание на малейшие признаки неполадок и выполнять рассмотренные выше действия в рамках диагностики и ремонта генератора.

     

Читайте также