В процессе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с тем, что плюсовая или минусовая клемма АКБ нагревается, причем достаточно сильно. Греться клеммы могут как постоянно (при работе двигателя), так и во время запуска ДВС стартером.
Причин такой неисправности может быть несколько, однако среди наиболее распространенных проблем можно выделить следующие:
- плохой контакт клемм и наконечников;
- ненадежное крепление наконечника к силовому проводу;
- недостаточный контакт провода «массы» с кузовом;
- силовой провод поврежден или перебит.
В любом случае, игнорировать данную проблему никак нельзя. Если было замечено, что клеммы аккумулятора горячие, это может стать причиной не только выхода из строя АКБ или активного попадания паров или самого электролита в подкапотное пространство со всеми вытекающими последствиями, но и пожара. По этой причине необходимо определить причину и как можно быстрее устранить данную неисправность. Как это сделать, читайте в нашей статье.
Горячая клемма на аккумуляторе: причины нагрева «плюсовой» и «минусовой» клеммы
Чтобы понять, почему греется клемма аккумулятора, в процессе диагностики нужно учесть некоторые особенности. Сразу отметим, что в ряде случаев допускается небольшое повышение температуры на клеммах, особенно сразу после запуска двигателя, но сильно нагретыми или постоянно горячими они быть не должны.
Нагрев клеммы АКБ может встречаться на разных авто, независимо от марки и модели. Обратите внимание, такая неисправность может быстро вывести даже исправную аккумуляторную батарею из строя.
Причина — в отдельных случаях высокая температура приводит к оплавлению корпуса батареи. Далее электролит вытекает, АКБ теряет емкость, происходит осыпание пластин аккумулятора. Теперь давайте перейдем к причинам, по которым происходит нагрев клемм.
Проблемы с наконечниками
Чтобы понять, почему разогревается клемма, следует обратить внимание на особенности работы цепи, включающей в себя стартер, генератор и аккумулятор. Если просто, от АКБ на стартер, а также от генератора на аккумулятор подаются достаточно большие токи.
Например, пусковой ток в момент запуска холодного ДВС может быть на отметке 600А. Чтобы справляться с такими нагрузками, в автомобиле установлены многожильные «толстые» провода, так как тонкий одножильный провод с недостаточным сечением попросту начнет плавиться.
Часто бывает так, что в месте крепления наконечника к силовому проводу происходит обрыв, провод может быть плохо закреплен в отверстии наконечника или частично оборван/обломан (разрыв нескольких нитей) и т.п. В таком случае сильно разогревается сам провод, от него идет нагрев на наконечник и далее на клемму. По этой причине необходимо тщательно проверить как «плюсовой», так и «минусовой» наконечники.
Нарушен контакт «массы»: греется минусовая клемма
Если «минусовой» провод, часто именуемый «массой», имеет плохой контакт с кузовом, будет происходить сильный нагрев данного провода. Этот провод короткий, прикручивается к кузову авто, также соединен со стартером и генератором. Фактически, от нагретого провода разогревается и наконечник, что и приводит к нагреву «минусовой» клеммы.
В случае, когда греется минусовая клемма, нужно в первую очередь обратить внимание на оплетку провода «-» (часто верным признаком будет ее оплавление). Если же с оплеткой все визуально нормально, следует осмотреть место крепления к кузову. В точке соединения «массы» с кузовом часто возникает коррозия, накапливаются сильные загрязнения и формируются окисления. В свою очередь, это существенно ухудшает контакт.
Почему сильно нагревается «плюсовая» клемма
Если нет проблем с проводом и наконечником, клемма «+» обычно нагревается только по причине нарушения контакта между наконечником и клеммой АКБ. В свою очередь, контакт часто бывает нарушен в результате окисления клеммы.
Горячие клеммы под нагрузкой
Данная проблема проявляется после запуска двигателя и включения какого-либо мощного потребителя электричества в автомобиле (подогрев сидений, стекол и зеркал, прикуривателя и т.п.). Как только нагрузка возрастает, клеммы нагреваются, после отключения потребителя происходит снижение их температуры.
В таком случае следует внимательно рассмотреть причины, описанные выше. Если просто, при задействовании мощного потребителя энергии в автомобиле, часть нагрузки автоматически перекладывается с генератора на аккумулятор. Вполне очевидно, что если есть проблемы с клеммами, силовыми проводами, наконечниками и т.д., будет происходить разогрев указанных элементов.
Советы и рекомендации
Столкнувшись с проблемами, рассмотренными выше, необходимо внимательно изучить качество соединения клемма-наконечник. Также нужно проверить целостность силовых проводов, наконечников, надежность соединения наконечника и провода, уделить внимание точкам крепления «массы» к кузову.
Это значит, что если на поверхности клемм батареи или наконечников в сжатые сроки повторно проявляются окислы, причем локализуются на каких-либо отдельных участках, это может указывать на следующее:
- аккумулятор потерял герметичность, электролит активно испаряется (имеются микротрещины в корпусе, проблемы с клапаном сброса избыточного давления батареи и т.д.);
- установлена старая или сильно изношенная АКБ, аккумулятор «кипит» (произошло осыпание пластин, замыкание «банок» аккумулятора и т.д.);
- есть проблемы с генератором или реле-регулятором (идет сильный перезаряд АКБ со всеми вытекающими последствиями).
В подобной ситуации рекомендуется провести углубленную диагностику, проверить все элементы, отвечающие за зарядку аккумулятора, а также установить заведомо исправную и полностью работоспособную АКБ.
Если же было выявлено, что поврежден сам силовой провод, в этом случае оптимальным решением будет исключительно его полная замена на качественный аналог. Лучше сразу отказаться от попыток ремонта поврежденного элемента, так как восстановление будет предполагать интеграцию дополнительных соединений, перемычек, пайки и т.п. В случае с силовыми проводами для аккумулятора это недопустимо.
Что в итоге
Как видно, наиболее распространенной причиной того, что на аккумуляторе нагреваются клеммы, можно считать окислы клеммы и плохой контакт. Удаление окислов (при условии полной исправности остальных элементов) в большинстве случаев позволяет устранить нагрев клемм, а также облегчает запуск двигателя, продлевает эффективность работы и общий срок службы аккумулятора.
По этой причине рекомендуется периодически (1-2 раза в год) контролировать состояние клемм, наконечников и т.д. В случае появления окислов, их нужно немедленно устранять, а также в обязательном порядке смазывать клеммы аккумулятора для герметизации точек соединений.