Стояночный тормоз, более известный под названием ручной тормоз или «ручник»- важный механизм в устройстве автомобиля. Ручной тормоз позволяет заблокировать колеса автомобиля «в обход» основной тормозной системы, то есть без нажатия на педаль тормоза.
Данное решение позволяет:
- тронуться в горку без отката назад на механической коробке передач или РКПП;
- зафиксировать автомобиль на ровной или наклонной поверхности;
- блокировать колеса и срывать машину в занос при совершении каких-либо маневров и приемов (например, при экстремальном вождении, экстренном торможении на скользких покрытиях и т.д.).
При этом в процессе эксплуатации водитель может столкнуться с тем, что не держит ручник. В этом случае необходимо вернуть работоспособность механизма. Для этого выполняется регулировка стояночного тормоза на Калине. Подробнее читайте в нашей статье.
Ручной тормоз Калина: устройство и особенности
На модели Lada Kalina используется стандартный вариант стояночного тормоза. Такой тормоз является механическим, оснащен тросовым приводом. В целом, общее устройство ручного тормоза не сложное и включает в себя следующие элементы:
- механический гибкий привод (тросик ручника);
- узел управления (рычаг стояночного тормоза);
- исполнительные механизмы (задние тормозные колодки).
Механизм работает так, что при поднятии рычага в салоне, рукоятка стояночного тормоза жестко фиксируется в одном из положений. При полной затяжке можно услышать 4-5 щелчков. Крайнее (верхнее) положение означает то, что ручник полностью затянут. В свою очередь, это говорит о максимальной натяжке троса и самом сильном разведении тормозных колодок, колеса заблокированы.
Если же затянуть ручник только на первые 1-2 щелчка, колеса все же могут прокручиваться, при этом вращение не будет свободным. С учетом таких особенностей водитель сам определяет степень затяжки ручника при постановке автомобиля на стояночный тормоз, учитывая ту или иную ситуацию (фиксация автомобиля, помощь при старте на подъеме и т.д.).
Неисправности стояночного тормоза: признаки и причины
Стояночный тормоз Калина в процессе эксплуатации может выйти из строя полностью или частично. При частичном выходе из строя ручник:
- недостаточно надежно блокирует колеса даже при максимальной затяжке;
- колеса свободно вращаются при полностью поднятой рукоятке ручного тормоза (ручник не держит);

Как правило, это происходит в результате сильного ослабления натяжения троса ручника, при износе задних тормозных колодок (зазор между накладками колодок и тормозным барабаном сильно увеличен), а также в случае возникновения проблем с другими механизмами стояночного тормоза.
Основные признаки проблем с ручником и проверка
Как правило, если сломан стояночный тормоз или не держит ручник, даже при поднятии рычага до упора вверх автомобиль не фиксируется, машина скатывается вперед/назад.
Кстати, в случае с коробкой автомат, достаточно нажать на тормоз, затянуть ручник и отпустить педаль тормоза. При этом двигатель глохнуть не должен, однако и сам автомобиль также не должен двигаться при исправном стояночном тормозе. Обратите внимание, на АКПП не следует удерживать машину на ручнике с отпущенной педалью тормоза более 5-7 сек.
Регулировка ручника и ремонт ручного тормоза
Как правило, среди основных и наиболее частых неполадок выделяют проблемы с тормозным тросиком. Указанный трос можно заменить или отрегулировать (при такой возможности).
Если же после максимальной подтяжки на уклоне 25 градусов машина катится, тогда торосы нужно только менять (трос ручника продается комплектом по 2 троса). В случаях, когда на Лада Калина ручник неисправен по причине тороса, комплекта начинается от 550-600 руб.
Как отрегулировать ручник на Калине
Для качественной регулировки стояночного тормоза необходимо знать, как подтянуть ручник на Калине. Для этого потребуются следующее:
- рожковый и накидной ключ «13»;
- проникающая смазка (типа WD-40)
- вороток, головка на «10» и головка на «13».
Подготовив инструменты, машину необходимо загнать на яму или поднять на подъемнике. Также под колеса следует установить противооткатные упоры при работе на яме или на эстакаде.
Сам процесс регулировки ручника предполагает такие действия:
- рычаг стояночного тормоза нужно опустить;
- далее под машиной глушитель снимается с резиновых подвесов;
- отодвинув глушитель, нужно выполнить демонтаж защитной панели;
- после снятия панели откроется доступ к тяге стояночного тормоза и уравнителю, от которого идут тормозные тросы;
- сама тяга фиксируется при помощи двух гаек (основной нижней и дополнительной);
- зафиксировав накидным ключом основную гайку, дополнительную нужно открутить;
- подтяжка ручника и его регулировка производится за счет вращения основной гайки (чтобы подтянуть трос, гайка затягивается, чтобы ослабить, гайка отпускается);
- после каждых 4 или 5 оборотов, ручник нужно проверять. Уже со 2 или 3 щелчка ручника фиксация колес должна быть достаточной для того, чтобы их не удавалось прокрутить вручную в вывешенном состоянии;
В случае, когда все операции были выполнены правильно, но стояночный тормоз все равно не работает, высока вероятность необходимости замены тросов ручника или задних колодок/барабанов, а также проверки механизма ручного тормоза.
Рекомендации
- В процессе эксплуатации авто рекомендуется периодически проверять стояночный тормоз. Также процедура регулировки ручника должна осуществляться каждые 40-50 тыс. км. даже в том случае, если механизм работает.
- После замены тормозных колодок и тормозных барабанов ручник нужно регулировать. Это необходимо по причине того, что обычно зазор между колодкой и барабаном меняется. Такие изменения приводят к нарушениям предыдущих регулировок ручника.
Рекомендуем также прочитать статью том, что делать, если педаль тормоза проваливается, стала слишком твердой или мягкой. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым изменяется жесткость и ход педали тормоза, а также как устранить неисправности.
Обратите внимание, на автомобилях с МКПП в зимний период лучше ставить машину на передачу, избегая активного использования стояночного тормоза. Это позволит исключить примерзание задних колодок к барабанам, их заклиниванию и отрыву фрикционных накладок. - Машины с автоматом (например, Лада Гранта автомат) также можно оставлять на «паркинге», однако исключительно на ровной площадке. Дело в том, что в АКПП есть блокиратор в виде тонкого металлического стержня-шпильки. При этом если автомобиль стоит под уклоном, высокая нагрузка на шпильку может привести к поломке коробки-автомат. В такой ситуации лучше пользоваться ручником даже с учетом рисков примерзания колодок в зимний период или парковать автомобиль на ровной площадке.