Аккумуляторная батарея (АКБ) — устройство, обеспечивающее электрическим питанием все системы автомобиля при неработающем двигателе. Помимо этого, одной из главных задач АКБ является подача электропитания на обмотки стартера при запуске двигателя.
В электромобилях и в автомобилях с гибридной силовой установкой, где требования к аккумуляторам намного жестче, устанавливаются литий – ион, чего не скажешь о машинах с обычным бензиновым или дизельным ДВС. В этой статье более подробно рассмотрим свинцово – кислотные АКБ, поскольку они намного более распространены.
Общее устройство автомобильного аккумулятора
Итак, аккумуляторная батарея состоит из пластикового корпуса, зачастую разделенного на шесть отдельных ячеек и наполненного раствором серной кислоты. Каждая ячейка герметично закрыта, дабы избежать утечки электролита.
Внутри каждой ячейки располагаются свинцовые пластины, герметично закрытые пластиковой крышкой, от которых на поверхность выведены анод и катод, которые в свою очередь последовательно соединены друг с другом и подведены к клеммам, находящимся на крайних «банках» батареи.
Обслуживаемые батареи имеют на каждой «банке» крышку, через которую по истечении определенного периода времени можно проверить уровень электролита, а также в случае необходимости долить до уровня дистиллированной воды или кислоты.
Также, эти АКБ по необходимости можно заряжать специальным зарядным устройством. Что касаемо необслуживаемых АКБ, то они не имеют крышек для долива электролита, при этом их можно заряжать только зарядным устройством с постоянным током.
Зачем заряжать АКБ и повышать уровень электролита
Если аккумулятор долгое время стоит на автомобиле, который не ездит, постепенно заряд его падает. Далее батарея попросту не может запустить двигатель.
Чтобы аккумулятор вышел на рабочий уровень, его необходимо подзарядить специальным устройством. Долив дистиллированной воды/электролита также позволяет повысить такой важный параметр АКБ, как емкость аккумулятора.
Если машина укомплектована механической коробкой передач, в этом случае ТС можно завести с «толкача». Для этого нужно включить вторую или третью передачу, зажигание, несколько человек начинают толкать авто. При наборе скорости отпускается педаль сцепления и ДВС заводится.
Если батарея в хорошем состоянии, тогда непродолжительной езды достаточно, чтобы она получила достаточный заряд для следующего пуска двигателя. Другой вопрос, если на автомобиле коробка автомат. В этом случае завестись можно будет только путем «прикуривания» от донора, либо после подключения пуско-зарядного устройства.
Как «прикурить» машину с севшим аккумулятором
Вкратце рассмотрим «прикуривание» от другого авто. Для этого подгоняем второй автомобиль, выключаем зажигание на обоих автомобилях, далее берем высоковольтные провода и подсоединяем от аккумулятора «донора» к аккумулятору своего авто. Важно, подсоединить плюс к плюсу, а минус к минусу.
После присоединения проводов водитель автомобиля «донора» запускает ДВС и обороты двигателя держит на отметке 1500-1700 оборотов в минуту. При подсоединении или отсоединении проводов прикуривателя, самое главное не допускать контакта плюсовой и минусовой клемм, либо контакта плюсовой клеммы с кузовом авто. В противном случае произойдет короткое замыкание со всеми вытекающими последствиями (сгоревшая проводка, проблемы с электрооборудованием или даже пожар).
Снятие клеммы с АКБ: порядок действий и нюансы
Если подойти к проблеме разряда АКБ в результате длительной стоянки авто более ответственно, то лучше при первой возможности снять АКБ с автомобиля и подключить ее к зарядному устройству. Заряжать аккумулятор нужно, как минимум, 12 часов. В этом случае исправная рабочая батарея полностью зарядится.
Основным правилом при снятии клемм АКБ является:
- сначала снимается «минусовая» клемма;
- затем снимается «плюсовая»;
Добавим, что при последующей установке клеммы ставятся в обратном порядке. Также снимать аккумулятор при работающем двигателе можно, клеммы снимаются в указанном выше порядке (например, для установки на другой автомобиль в целях его запуска), однако без крайней необходимости делать этого не стоит.
Советы и рекомендации
Как правило, проблемные аккумуляторы выходят из строя при первых заморозках. Если вы не уверены в «свежести» и состоянии своей аккумуляторной батареи, лучше снять ее с авто и занести в тепло, а еще лучше поставьте АКБ на зарядку. Особенно это актуально для владельцев автомобилей с дизельными силовыми установками.
Еще при выборе АКБ важно помнить, что автомобильные производители ставят на свои авто аккумуляторы, которые по своим характеристикам соответствуют требованиям силового агрегата, устанавливаемого на той или иной модели.

Играют роль такие показатели, как емкость батареи и пусковой ток. Соответственно, чем больший мотор, тем более мощная батарея должна стоять под капотом. Кстати, самыми требовательными к отдаче АКБ являются авто с дизельными моторами.
Даже малообъемный дизельный агрегат для пуска потребует батарею с емкостью и пусковым током, равным бензиновому аналогу в полтора, а то и в два раза превосходящему его по рабочему объему. Естественно, цена на мощные АКБ заметно выше.
Что в итоге
Современные автомобили имеют большое количество электронного оборудования (электронные блоки управления агрегатами, системы навигации, противоугонные комплексы и т.д.). Вполне очевидно, что аккумуляторная батарея постоянно расходует заряд в том случае, если автомобиль простаивает и генератор не работает.

Другие пошли еще дальше, устанавливая сразу две аккумуляторные батареи. Так или иначе, усложнение системы электропитания авто повышает требования к автомобильным аккумуляторным батареям. В результате обслуживание АКБ становится фактически обязательным для максимального увеличения срока службы батареи и исключения ряда проблем во время эксплуатации ТС.
Напоследок отметим, что хранить разряженный аккумулятор на морозе нельзя. Это значит, если АКБ разряжена, тогда оставлять такую батарею в автомобиле или неотапливаемом помещении не рекомендуется, так как даже последующая зарядка от внешнего ЗУ может не дать ожидаемых результатов.