Аккумуляторная батарея является важным и ответственным элементом в устройстве любого автомобиля. Основная задача АКБ — питание бортовой сети и запуск двигателя. Как правило, с учетом особенностей и условий работы, именно аккумулятор чаще всего выходит из строя.
При этом проблемы с батареей могут сильно усложнить эксплуатацию или полностью обездвижить автомобиль. Вполне очевидно, что каждый автовладелец хочет избежать подобных неприятностей. Далее мы рассмотрим, какие аккумуляторы лучше для автомобиля, какой аккумулятор выбрать, а также на что следует обязательно обращать внимание при выборе АКБ.
Выбор АКБ для машины: что нужно знать
Итак, практически каждый автовладелец сталкивался с ситуацией, когда необходимо решить, какой аккумулятор выбрать для автомобиля. Одни водители в данном случае полагается исключительно на советы продавцов, реализующих аккумуляторы, отзывы знакомых и т.д.
Дело в том, что рынок постоянно меняется, появляются новые модели батарей и т.д. Получается, например, просто просмотреть рейтинг аккумуляторов 2019 или 2108 будет недостаточно. Причина – нужно знать, какой нужен аккумулятор для конкретного авто, а также в каких условиях используется автомобиль.
Прежде всего, при подборе АКБ важно учитывать его габариты, так как батарея должна соответствовать параметрам установочного места в машине. Однако это далеко не все. Современные аккумуляторы также принято делить на классы. На деле, даже если параметры схожие, по характеристикам АКБ разных классов сильно отличаются. Давайте разбираться.
- Размеры аккумулятора, то есть подбор батареи по типоразмеру, являются важнейшим параметром. Основная задача сводится к тому, чтобы аккумулятор «сел» на установочную площадку под капотом или в специальной нише, после чего его также нужно нормально закрепить.
На практике, по размеру аккумулятор может иметь европейский, азиатский и американский формат. Европейские АКБ зачастую имеют габариты 242×175×190 мм, азиатские более узкие и высокие 232/173/225 мм и т.д.
- Клеммы аккумулятора (плюсовой и минусовой контакт АКБ) из свинца, которые выступают сверху (иногда сбоку) нужны для того, чтобы подключить бортовую сеть автомобиля к аккумулятору.
При этом важно понимать, что указанные клеммы не всегда расположены одинаково. Плюсовая клемма может быть как с правой стороны, так и с левой. Другими словами, важно учитывать, какой стороной аккумулятор устанавливается на конкретном авто, где находится «+» и «-» той или иной батареи, а также хватит ли длины плюсового и минусового силового провода автомобиля, чтобы достать до клемм.
Получается, если на АКБ полярность не такая, как на том, что стоял ранее, проводов по длине может попросту не хватать. Также не следует забывать о том, что сами клеммы на разных аккумуляторах могут отличаться, что затруднит или сделает невозможным подключение силовых проводов. Как показывает практика, на одних машинах АКБ ставится плотно, то есть не имеется пространства для установки большей по размерам батареи. Силовые провода также могут быть короткими.
- Фиксация аккумулятора. Кроме установки, также важно учитывать особенности крепления АКБ на площадке. Как правило, есть два типа креплений: верхнее и нижнее.
Первый вариант встречается чаще и предполагает, что рядом с площадкой для АКБ выполнены шпильки, на которые насаживается планка/рамка, которая затягивается сверху гайками или фиксаторами. Планка осуществляет охват верхней крышки аккумуляторной батареи.
Что касается нижнего крепления, фиксация осуществляется за счет пластины, которая притягивает аккумулятор к площадке благодаря наличию особого выступа. Выступ выполнен в нижней части АКБ. Важно понимать, что такой выступ есть не на всех аккумуляторах.
- Пусковой ток и емкость аккумулятора. Прежде всего, пусковой ток аккумулятора, который выражается в амперах, указывает на максимальный ток, который батарея способна отдать в течение 30 сек. Емкость АКБ выражена в ампер-часах и указывает на то, какой запас электрической энергии способен накапливать аккумулятор.
Так вот, на разных авто может стоять АКБ 60 Ач, 100 Ач и т.п. Само собой, чем емкость больше, тем лучше. Если по габаритам батарея подходит и стоит вопрос, какой аккумулятор купить, лучше обращать внимание на варианты с большей емкостью,
Однако для многих авто в мануале отдельно указано, что использовать АКБ, выдающие большой пусковой ток, также не рекомендуется. Ниже будет рассмотрено, почему.
Емкость и пусковой ток аккумулятора: на что обратить внимание
Казалось бы, при выборе аккумулятора можно руководствоваться принципом, чем больше, тем лучше. То есть, если батарея может быть установлена и закреплена, тогда можно смело брать АКБ с самой большой емкостью и пусковым током. На самом деле, не все так однозначно.
Начнем с того, что в самой емкости нет ничего плохого. Главное, при подборе по емкости взять такой аккумулятор, которого будет хватать для нормальной работы с конкретным двигателем. Если иначе, важно, чтобы емкость АКБ не оказалась слишком маленькой.
Например, при одинаковой емкости 60 Ач пусковой ток может быть 480А, 560А, 600А и т.д. Также рядом с обозначением по пусковому току можно встретить надпись EN или DIN, заключенную в скобки. С учетом того, что для замера пускового тока используются разные методы, эта надпись определяет именно тот метод, который применялся производителем для конкретного типа АКБ.
Например, емкость АКБ 60Ач, пусковой ток 560А (EN). Так вот, надпись указывает на то, каким образом и по какому методу был произведен замер пускового тока. Если суммировать информацию, важно учесть, что при одинаковой емкости аккумуляторы того или иного класса по мощности могут отличаться на 20, 30 или даже 40%.
При этом, чем выше пусковой ток, тем легче дается запуск двигателя, особенно на холодную. Однако есть и нюанс. Сразу отметим, установка аккумулятора с большой емкостью и большим пусковым током, например, на малолитражный мотор, может привести к проблемам со стартером, генератором и т.д.
Советы и рекомендации
Как показывает практика, сегодня подавляющее большинство автолюбителей отдают предпочтение необслуживаемым аккумуляторам. Причина очевидна, так как такая батарея, в среднем, имеет срок службы около 3-4 лет, после чего просто меняется на новую.
При этом владельцу не нужно следить за состоянием электролита в «банках», доливать в аккумулятор воду и т.д. С одной стороны может показаться, что свобода действий ограничена, однако на деле далеко не каждый автолюбитель занимается обслуживанием АКБ, даже имея такую возможность.
Что касается подбора батареи, вместо того, чтобы слепо полагаться на рейтинг аккумуляторов для автомобиля 2019 и разные обзоры и отзывы, лучше изучить мануал к автомобилю и получить информацию касательно рекомендуемой емкости и пускового тока.

После этого по указанным параметрам можно будет подобрать подходящую АКБ. При этом подбирать аккумулятор только по емкости не рекомендуется. На практике, два разных АКБ 60 Ач смогут около суток питать один потребитель, однако обеспечить уверенный запуск двигателя в мороз сможет только тот, который имеет больший пусковой ток.
По этой причине лучше выбрать вариант, где пусковой ток (указан на этикетке аккумулятора возле емкости) будет самым большим, однако не выше, чем рекомендуется в мануале к автомобилю.
Напоследок отметим, что если установленный на машину ранее аккумулятор не вызывал нареканий, можно просто изучить параметры на этикетке, после чего приобрести аналогичную АКБ.
Что в итоге
Как видно, выбрать аккумулятор для автомобиля сегодня не составляет большого труда. Благодаря большому выбору можно подобрать как доступные по цене решения среднего класса, так и более дорогие аналоги высокого класса практически на любой автомобиль. Главное, чтобы батарея по ряду параметров, рассмотренных выше.

При этом практически в каждом населенном пункте есть точки по приему аккумуляторов, куда можно сдать старый аккумулятор или поврежденную АКБ. Также часто сами продавцы аккумуляторов принимают старые батареи. Получается, если сдать аккумулятор, тогда можно купить новую АКБ для замены заметно дешевле (в среднем, на 10-25%).