Подавляющее большинство автомобилей, которые эксплуатируются в черте города, находятся в достаточно тяжелых условиях. Короткие поездки, постоянные остановки и последующий разгон, рваный темп езды, низкая скорость и невысокие обороты негативно сказываются на основных узлах и агрегатах автомобиля — двигателе, трансмиссии, ходовой части.
Что касается двигателя, часто можно услышать, что рекомендуется периодически раскручивать мотор до высоких оборотов или даже крутить двигатель до отсечки. Также существует и прямо противоположная рекомендация, что двигатель намного дольше прослужит, если ездить на преимущественно низких и средних оборотах (2-2.5 тыс. об/мин на бензине и около 1000 об/мин на дизеле).
При этом важно повышать обороты правильно, не допуская резких перегрузок. Также важно, чтобы двигатель и его системы были полностью исправны. В противном случае решение «раскрутить» мотор может привести к поломкам и сбоям. Подробнее читайте в нашей статье.
Как ресурс двигателя зависит от оборотов
Итак, одни водители считают, что если ездить на оборотах не выше 2–3 тыс., двигатель будет изнашиваться минимально. На самом деле это не так. Прежде всего, нагрузки на КШМ (кривошипно-шатунный механизм) никуда не исчезают, также достаточно высоким остается и давление поршня на стенку цилиндра.
При этом масляный насос двигателя имеет сниженную производительность на низких оборотах. Конечно, в исправном моторе сухого трения не произойдет, однако частичное масляное голодание в нагруженных парах вполне может возникать. Результат – ускоренный износ вкладышей коленвала, поршневых колец, появление дефектов на зеркале цилиндра и т.д.
Особенно это актуально в том случае, если двигатель работает «в натяг». Например, водитель движется на подъеме, сильнее давит на педаль газа, но не понижает передачу. При этом обороты не высокие, скорость движения также может не соответствовать выбранной передаче.
Параллельно езда на низких оборотах приводит к тому, что мотор внутри быстро обрастает нагаром. Такой нагар в двигателе (кокс) неизбежно откладывается в процессе горения топлива. При этом на малых оборотах углеродистые отложения плохо сгорают и не выводятся из двигателя с выхлопными газами.
Чем полезны высокие обороты для двигателя
Прямая противоположность — крутить мотор до 6 тыс. об/мин и выше. Как утверждают некоторые эксперты, на высоких оборотах повышается давление масла, растет температура в цилиндрах, удаляется нагар и отложения. Происходит так называемая «самоочистка» двигателя. Если раскрутить мотор, высокая температура в камере сгорания позволяет выжечь нагар, камеры сгорания очищаются.
Однако важно понимать, что крутить двигатель до отсечки также будет означать уменьшение его ресурса. В таком режиме двигатель испытывает высокие нагрузки, может произойти разрыв масляной пленки в парах трения, что приводит к сухому трению со всеми вытекающими последствиями.
Параллельно на высоких и максимальных оборотах сильно увеличивается температура в камере сгорания. Если залито топливо низкого качества, может возникать детонация двигателя, страдает каталитический нейтрализатор и т.д. По этой причине нужно знать, как нагружать двигатель правильно и когда это нужно делать.
Раскручиваем двигатель правильно
Как правило, в периодическом повышении оборотов двигатель нуждается в зимний период. Рекомендуется крутить мотор в холодное время года чаще по причине того, что из-за коротких поездок в моторном масле конденсируется больше влаги и качество смазки ухудшается. Это значит, что маслу также нужен периодический погрев.
- Итак, очистка мотор и прогрев достигается после выхода двигателя на рабочие температуры, после чего можно повысить обороты мотора и продолжить движение на таких оборотах. Крутить двигатель до отсечки на холостых оборотах нельзя! Также запрещено повышать обороты выше средних до того момента, пока двигатель полностью не прогреется. После прогрева ДВС нужно проехать еще около 5-6 км, чтобы прогреть масло в трансмиссии. После того, как смазка в коробке и двигателе будет прогрета, можно приступать к повышению оборотов. Оптимально делать это на прямом отрезке дороги, без спусков и подъемов. Следует быть готовым к тому, что на высоких оборотах двигателя (около 5000 об/мин.) придется проехать не менее 30 мин, скорость должна быть около 80-100 км/ч.
- Для большинства МКПП для выхода на обороты выше средних нужна третья передача. В случае с автоматической трансмиссией повышение передач выше 3 или 4 придется заблокировать или перейти на АКПП в спортрежим, когда коробка сама держит максимальные обороты и не переключается выше. Также можно воспользоваться функцией ручного переключения передач селектором или подрулевыми лепестками (если подобные решения имеются на конкретном авто с автоматом).
- Начав движение, нужно плавно набрать нужную скорость и двигаться с такой скоростью и оборотами, минимизировав остановки и переключения передач. Другими словами, важно добиться линейного движения на высоких оборотах, без перегазовок, замедлений и ускорений и т.п.
Еще отметим, что в случае с дизельным двигателем общие рекомендации аналогичны. Единственное, высокие обороты для дизеля в данном случае будут не выше 3.5-4 тыс. об/мин, так как дизельный мотор изначально менее высокооборотистый, чем бензиновый.
Полезные советы
Как видно, ответ на вопрос, крутить или не крутить двигатель, будет утвердительным. При этом есть определенные ограничения, на которые следует обращать внимание:
- нет смысла крутить мотор до отсечки (достаточно 5-5.5 тыс. об/мин для бензина и 4 тыс. для дизеля);
- ездить на высоких оборотах нужно не постоянно, а только периодически совершать подобные поездки;
- перед раскруткой мотора, в двигателе должно быть свежее масло, все узлы и агрегаты авто должны быть исправны и обслужены;
- кратковременное повышение оборотов не дает положительного эффекта, нужно проехать определенное время на высоких оборотах;

Перед запланированной «прожаркой» двигателя высокими оборотами важно, чтобы в бак было залито качественное топливо. На практике часто встречаются случаи, когда в обычных режимах езды даже горючее среднего качества никак себя не проявляет, однако на высоких оборотах на таком топливе уже может загореться «чек», появляются ошибки по катализатору и т.п.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что как минимальные обороты, так и обороты до отсечки изнашивают силовой агрегат. В свою очередь, от низких оборотов мотору нет никакой пользы, тогда как раскручивать двигатель до отсечки или чуть меньше периодически нужно.
Главное, делать это правильно и учитывать все нюансы, рассмотренные выше. Игнорирование правил может привести к тому, что решение крутить двигатель до отсечки может стать причиной непредвиденных поломок. На этом фоне весь положительный эффект от «прожарки» силового агрегата будет полностью нивелирован.

По указанным выше причинам динамичная эксплуатация двигателя более предпочтительна, так как нагрузка сменяется динамически. Также периодически нужно крутить двигатель до предмаксимальных оборотов (не обязательно прямо в отсечку) для удаления кокса из камеры сгорания, а также прочистки тонких масляных каналов.