Как часто нужна дозаправка автомобильного кондиционера и обслуживание

Подавляющее большинство автомобилей сегодня оснащаются климатической установкой. Независимо от типа системы (автомобильный кондиционер или климат-контроль), климатическая установка нуждается в периодической диагностике и обслуживании. Как правило, обслуживание исправного кондиционера в автомобиле сводится к следующему:

  • чистка автомобильного кондиционера, антибактериальная обработка, замена фильтров;
  • диагностика герметичности системы, устранение неисправностей, дозаправка автомобильного кондиционера хладагентом (фреоном) и маслом при такой необходимости.

Если автомобиль новый (не старше 5 лет), зачастую обслуживание кондиционера требуется проводить каждые 24 месяца. В случае с «возрастными» машинами, настоятельно рекомендуется выполнять диагностику кондиционера на машине и его обслуживание каждый год. Подробнее о том, зачем нужно обслуживать кондиционер в авто, а также когда заправлять кондиционер в машине и как делать это правильно, читайте в нашей статье.    

Зачем обслуживать кондиционер в автомобиле

Обслуживание кондиционера в автомобиле

Сразу отметим, многие автолюбители ошибочно полагают, что кондиционер в автомобиле не нуждается в дополнительным обслуживании. Основным критерием проверки  работоспособности является то, что кондиционер в машине включается и воздух, поступающий из воздуховодов, прохладнее, чем наружный воздух. На самом деле, это распространенная ошибка.

Даже если в машине кондиционер дует холодным воздухом, это еще не значит, что система полностью исправна. При этом последующая эксплуатация необслуженной системы кондиционирования может стать причиной дорогостоящих поломок самой системы и целого ряда других проблем.

Чтобы понять, для чего нужно обслуживать кондиционер, можно выделить следующее:

  1. кроме охлаждения воздуха, поступающего в салон, кондиционер также устраняет избыточную влажность, наличие дополнительных фильтров в системе кондиционирования позволяет реализовать эффективную очистку воздуха от пыли и неприятных запахов. Вполне очевидно, что фильтрующие элементы загрязняются, снижается их пропускная способность. На практике, если фильтры кондиционера и салона забиты, эффективность обдува снижается, грязные фильтры могут стать источником неприятного запаха по причине активного размножения бактерий и т.д. 
  2. также в процессе эксплуатации автомобиля резиновые уплотнители и другие соединительные элементы в устройстве кондиционера постепенно теряют свою эластичность. Это приводит к разгерметизации системы и утечкам хладагента. Работа компрессора кондиционера с недостаточным количеством фреона приводит как к снижению производительности всей системы, так и к повышенному износу компрессора.
  3. еще следует отметить, что радиатор кондиционера, который стоит первым в пакете радиаторов, нередко забивается грязью, покрывается пылью и пухом. В свою очередь, процессы теплообмена нарушаются, что также заметно ухудшает производительность кондиционера в машине.  

Вполне очевидно, что чистку и заправку кондиционера необходимо делать регулярно, а также периодически контролировать общее состояние системы. При этом важно учитывать целый ряд особенностей и нюансов, чтобы точно понять,  когда нужна заправка автокондиционера и требуются другие манипуляции.

Когда заправлять кондиционер в машине

Как часто заправлять кондиционер в автомобиле

Разобравшись с тем, зачем заправлять кондиционер в авто, а также чистить и обслуживать систему,  нужно определить, с какой периодичность это нужно делать. Прежде всего, на периодичность обслуживания влияют следующие факторы:

  • условия и особенности эксплуатации автомобиля;
  • производительность, а также общая исправность климатической установки.

Если учесть, что кондиционер в авто работает в достаточно сложных условиях (вибрации, высокие температуры под капотом и резкое охлаждение после остановки двигателя, попадание технических жидкостей, наружное загрязнение), работоспособность всей системы может сильно зависеть от условий эксплуатации.

Например, нахождение машины в жарком климате (кондиционер много и долго работает) в сочетании с ездой по бездорожью или пересеченной местности приводит к тому, что резьбовые соединения, уплотнители и другие элементы постепенно разрушаются. Начинаются утечки фреона, компрессор испытывает повышенные нагрузки и после выходит из строя. Если машина эксплуатируется в подобных условиях, проверять и заправлять кондиционер нужно не реже 1 раза в 12 месяцев.

Для автомобилей не старше 5 лет, которые эксплуатируются в более мягких условиях, автокондиционер нужно проверять и заправлять 1 раз в 24 месяца. Если же машина старше 5 лет, оптимально заправлять систему каждый год.  Такой подход позволит постоянно поддерживать необходимый уровень фреона в системе, что минимизирует износ компрессора.

Примечательно то, что даже если фреона в системе недостаточно, однако давление не упало до критически низких значений, кондиционер будет включаться и работать, хотя общая производительность и эффективность работы системы будет снижена. При этом если игнорировать рекомендации и заправлять кондиционер в машине реже (например, 1 раз в 3 года), можно столкнуться с тем, что компрессор выйдет из строя достаточно быстро по причине преждевременного износа.  

Идем далее. Приведенные выше рекомендации актуальны только в том случае, если кондиционер в машине работает нормально. В случае, когда были выявлены явные отклонения и сбои в работе, систему нужно проверять и ремонтировать безотлагательно. Диагностика нужна в следующих случаях:

  • кондиционер не включается, кнопка включения не загорается;
  • не слышно характерного щелчка после включения, нет подключения муфты;
  • компрессор включается, но сильно шумит и вибрирует при работе;
  • кондиционер не дует холодным воздухом или дует слабо и т.д.
В подобной ситуации необходимо как можно быстрее локализовать и устранить неисправность. Многие специалисты настоятельно рекомендуют не затягивать с диагностикой и ремонтом кондиционера в автомобиле. Дело в том, что в случае повреждений и полной разгерметизации системы, внутрь может попасть вода и грязь снаружи, активно разрушаются соединения и уплотнители и т.д.

Получается, последующий ремонт и восстановление работоспособности кондиционера может обойтись заметно дороже, если, например, проездить сезон или два без какой-либо трубки, то есть с открытой и полностью разгерметизированной системой. Как правило, коррозия трубопроводов и радиатора кондиционера начинается изнутри, что в дальнейшем требует замены таких элементов.    

Заправка автомобильного кондиционера

Как заправлять кондиционер в машине правильно

Вполне очевидно, что в случае появления тех или иных проблем с климатической установкой, следует обратиться к опытным специалистам, которые проведут комплексную диагностику автокондиционера и устранят проблему.

При этом от самостоятельной заправки системы хладагентом следует отказаться, так как важно иметь специальное профессиональное оборудование.  При заправке кондиционера на машине следует точно контролировать объем фреона, количество масла, а также давление в системе. Как избыток фреона, так и его недостаток могут стать причиной того, что кондиционер в автомобиле перестанет включаться или быстро выйдет из строя его компрессор кондиционера.

На практике, просто добавлять фреон в кондиционер запрещено. К сожалению, такой метод достаточно распространен среди гаражных умельцев. Необходимо помнить, что сначала нужно полностью откачать весь фреон и масло из системы, после чего произвести заправку в нужном объеме. Сделать это можно только при наличии специального оборудования.

Более того, систему перед заправкой также нужно проверять на герметичность. Еще важно закачивать в систему только тот фреон, который допускается к использованию в той или иной системе. Запрещено смешивать различные типы хладагента, а также масла, которое присутствует в системе для смазки компрессора.

В норме заправка кондиционера в машине осуществляется следующим образом:

  • к системе подключается специальная станция, при помощи которой происходит откачка фреона и масла из системы;
  • далее откачанное содержимое измеряется, производится очистка хладагента, удаляется влага и примеси;
  • следующий этап — вакуумирование системы, чтобы исключить повреждения и разгерметизацию;
  • если система негерметична, производится локализация и устранение проблем;
  • после восстановления и/или проверки герметичности системы, производится впрыск масла, после чего подается нужно количество фреона;
  • дополнительно в систему впрыскивается специальная флуоресцентная краска, которая в дальнейшем позволит быстро обнаружить возможные утечки при помощи ультрафиолетовой лампы;
  • завершающий этап – проверка давления в кондиционере.

Все процессы, связанные с откачкой, вакуумированием, очисткой и закачкой масла и фреона в систему производятся автоматически. Оператору достаточно только подключиться к штуцерам системы кондиционирования автомобиля. Также оператор выбирает марку и модель конкретного автомобиля (информация зашита в память заправочной станции), благодаря чему заправочная станция точно определяет количество масла и хладагента, которое необходимо закачать в систему, какие показатели по давлению в кондиционере считаются нормой для конкретного автомобиля и т.д.

Кондиционер или климат контроль что лучше  Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, кондиционер или климат контроль в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях кондиционера от климата в автомобиле, а так же какие плюсы и минусы имеют данные типы климатических установок.
Параллельно рекомендуется также произвести очистку радиатора кондиционера (помыть радиатор кондиционера), а также заменит фильтр салона, выполнит антибактериальную очистку кондиционера в автомобиле. Отметим, что определенные проблемы могут возникнуть с чисткой радиатора, так как доступ к кассете радиаторов может быть сильно затруднен. При этом радиатор кондиционера все равно нужно периодически очищать. Оптимально совмещать такую процедуру с чисткой радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля.

Если все упомянутые выше операции производить в комплексе, кондиционер в машине будет работать максимально эффективно, на авто с климат-контролем система будет наиболее эффективно поддерживать заданную температуру в автоматическом режиме, при этом будут отсутствовать неприятные запахи в салоне автомобиля после включения климатической установки.

Что в итоге

Как видно, даже исправно работающий кондиционер в машине нуждается в периодической проверке и дозаправке при такой необходимости.  Оптимально проверять климатическую установку перед началом летнего сезона, когда кондиционер в авто используется наиболее часто и нужна максимальная эффективность работы всей системы. При необходимости проверить и заправить автомобильный кондиционер, оптимально делать это на специальных сервисных станциях, которые имеют соответствующее оборудование.

Как убрать неприятный запах в салоне автомобиля Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если в салоне автомобиля появился неприятный запах. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах появления запаха в салоне авто, а также что можно сделать в подобной ситуации и как устранить неприятный запах в салоне машины.
Даже с учетом того, что не все автопроизводители рекомендуют заправлять кондиционер автомобиля (нет предписания касательно планового обслуживания), опытные специалисты и автовладельцы советуют обслуживать кондиционер в автомобиле каждые 12 месяцев в обязательном порядке. Важно! Заправлять авто кондиционер нужно даже тогда, когда система нормально работает и сохраняет свою работоспособность.

Также добавим, что в рамках обслуживания кондиционера  настоятельно рекомендуется антибактериальная очистка. Игнорирование данной рекомендации часто приводит к тому, что после включения кондиционера в салоне авто появляется неприятный запах. Хотя данную услугу предлагают только профессиональные сервисы, однако, выполнять подобную операцию нужно регулярно даже с учетом дополнительных расходов на обслуживание климатической установки.