Как известно, механизм газораспределения двигателя автомобиля может оснащаться как цепным, так и ременным типом привода. При этом ременной привод ГРМ по ряду причин считается более простым, дешевым в обслуживании и менее надежным.
Основная проблема – если рвется ремень ГРМ, на многих двигателях это приводит к удару клапанов об поршни со всеми вытекающими последствиями. Обрыв ремня ГРМ может происходить по разным причинам, однако среди основных принято выделять:
- естественный износ самого ремня;
- заклинивание роликов, водяного насоса и т.д.;
- попадание на ремень технических жидкостей (моторное масло, антифриз);
- ошибки при установке ремня ГРМ в рамках его замены;
- ударные нагрузки, приводящие к резкому изменению частоты вращения коленвала.
С учетом того, что если порвется ремень ГРМ, последствия для двигателя будут достаточно серьезными, необходимо следить за состоянием ремня, периодически проверять ремень ГРМ, а также своевременно выполнять замену ремня газораспределительного механизма. При этом на риски обрыва могут отдельно указывать определенные признаки при эксплуатации авто, на которые важно обращать внимание. Подробнее читайте в нашей статье.
Как устроен ремень ГРМ
Итак, внедрение ремня в устройство привода ГРМ вместо цепи позволило снизить шум при работе, а также упростить обслуживание и замену. Также данный тип привода позволяет сделать двигатель легче, снижаются общие затраты на производство силового агрегата.
Однако, как и любое другое резинотехническое изделие, в плане долговечности и надежности ремень ГРМ заметно уступает цепи. В процессе эксплуатации авто ремень ГРМ может растягиваться, резина пересыхает и трескается, нити разрываются, сам ремень перетирается. В свою очередь, надежность элемента падает, ремень теряет возможность выдерживать нагрузки и в определенный момент может порваться.
Почему рвется ремень ГРМ: основные причины
- Как правило, срок службы ремня ГРМ на разных двигателях составляет от 60 до 100 тыс. км или каждые 5 лет (в зависимости от того, что наступит ранее). После необходима обязательная замена ремня! Если этого не сделать, ремень может оборваться по причине «усталости» материалов, из которых он изготовлен. Параллельно меняется натяжной ролик, так как его заклинивание также приведет к обрыву даже нового ремня. То же самое касается и водяного насоса системы охлаждения (помпы системы охлаждения).
С учетом того, что на многих двигателях помпа также приводится ремнем ГРМ, заклинивание помпы станет причиной обрыва. Часто в мануалах указано, что если замена ремня, например, показана на 60 тыс. км. пробега, помпу следует менять на 120 тыс. км, то есть через одну замену ремня ГРМ.
- Использование ремня ГРМ сомнительного качества. ТО же самое можно сказать о роликах, помпе и т.д. Иногда бывает так, что даже оригинальный ремень ГРМ может оказаться бракованным. На практике, такое случается редко, но полностью исключать такую возможность нельзя.
Однако намного чаще вместо оригинала автовладельцам продают поддельные комплекты ГРМ. В этом случае срок службы ремня и других деталей предугадать невозможно, так как проскальзывание, заклинивание и обрыв ремня ГРМ может произойти уже через несколько сотен километров после установки.
По этой причине оптимально приобретать все запчасти исключительно в проверенных точках продажи. Еще одно решение – менять ремень, ролики, помпу и т.д. только на таких СТО, где выдается гарантия на запчасти и проделанные работы. Крупные сервисы обычно приобретают запчасти у проверенных поставщиков, а также предоставляют 12 месяцев гарантии на все работы и запчасти.
- Чтобы понять, почему часто рвется ремень ГРМ после замены, следует отдельное внимание уделять качеству его установки, а также состоянию защитных кожухов, шестерен на распределительном и коленчатом валу и т.д. Иногда бывает так, что износ зубьев шестерен делает их острыми, что и выводит ремень из строя.
Также ошибки при установке (ремень неплотно прилегает, недостаточно натянут или сильно перетянут ремень ГРМ, смещен на зубьях) неизбежно приведут к его проскальзыванию, соскакиванию или обрыву. Еще важно следить за соосностью шпильки/болта и ролика ремня ГРМ.
- Неисправности и ошибки при эксплуатации автомобиля. Прежде всего, следует отметить тот факт, что попадание моторного масла, антифриза, других жидкостей и смазок, а также скопление пыли и грязи на ремне ГРМ активно разрушает его послойную структуру. Ремень начинает трескаться и расслаиваться, ресурс заметно сокращается.
Например, если течет масло из-под клапанной крышки или ГБЦ, течет помпа, антифриз или масло попадают на ремень ГРМ. Далее резина размягчается, ремень теряет упругость и прочность. При этом водитель может не замечать подобных неисправностей, так как незначительные течи малозаметны, а сам ремень скрыт под кожухом. Чтобы исключить такие проблемы, необходимо периодически осматривать ремень ГРМ, проверять его натяжение.
Простыми словами, любые ударные нагрузки на двигатель, сопровождающиеся резкой сменой оборотов, могут стать причиной преждевременного износа и обрыва ремня механизма газораспределения. При этом оборваться в подобных условиях может даже относительно новый ремень с небольшим пробегом после установки.
Если оборвало ремень ГРМ: что делать
Как правило, если ремень ГРМ рвется, моно услышать характерный хлопок, после сего двигатель прекращает свою работу. Важно! Если это случилось в движении, нужно остановить автомобиль, при этом запрещено пытаться снова завести двигатель стартером!
Высока вероятность того, что мотор уже получил повреждения (при обрыве ремня, как минимум, гнет клапана на моторах, которые не имеют так называемых «безвтыковых» поршней). При этом попытки запустить двигатель могут привести к еще большим повреждениям.
Так или иначе, нужно сначала осмотреть ремень ГРМ и элементы привода. Обрыв в нижней части можно выявить путем поворота коленвала на ½ оборота. Если ремень ГРМ на месте, тогда причина неожиданной остановки двигателя заключается в какой-либо другой неисправности. Если же явно видно, что ремень ГРМ смещен или порван, необходимо доставить машину в сервис на эвакуаторе или на буксире. При этом двигателю зачастую потребуется сложный и дорогостоящий ремонт.
Полезные советы
Как показывает практика, периодичность замены ремня ГРМ, в среднем оставляет 50-60 тысяч километров пробега. При этом оптимально менять ремень каждые 50 тыс. километров. Если на машине ранее уже менялась помпа и установлен неоригинальный водяной насос, менять помпу лучше каждый раз вместе с ремнем механизма газораспределения. В случае с оригиналом или дорогостоящим аналогом, обычно помпа выхаживает 100-120 тыс. км. до замены.
При покупке автомобиля с пробегом и неизвестной историей обслуживания, все указанные элементы (ремень, ролики, помпа) подлежат обязательной замене. Также нужно внимательно осматривать зубчатые шкивы распредвалов, шкив коленчатого вала и т.д.). При обнаружении дефектов, шкивы также нужно менять.
В процессе эксплуатации автомобиля ремень ГРМ нужно периодически проверять и осматривать. Если при визуальном осмотре заметны трещины, расслоение ремня, следы технических жидкостей, такой ремень нужно в обязательном порядке заменить.

Если заметно, что двигатель в масле или течет антифриз, нужно точно определить место утечки и полностью подтвердить или исключить попадание жидкости на ремень ГРМ. Если антифриз или масло попали на ремень механизма газораспределения, кроме устранения основной проблемы, связанной с течью, потребуется также менять и ремень механизма газораспределения.
При этом пытаться отмыть наружную поверхность ремня от масла или антифриза с целью последующей его эксплуатации настоятельно не рекомендуется. Дело в том, что жидкости пропитывают и разрушают саму резиновую структуру, что заметно снижает общую прочность изделия.
Что в итоге
Как видно, даже с учетом высокой прочности изделия, ремень ГРМ все равно необходимо периодически проверять и выполнять его замену строго по регламенту. Также замена ремня должна производиться при появлении малейших признаков его износа (трещины, разрывы, потертости и т.д.).

Как правило, даже если визуально ремень в нормальном состоянии, но его срок службы подходит к концу, все равно необходима замена. Дело в том, что внутренний силовой каркас (корд) может разрываться, при этом внешний слой из резины скрывает такие дефекты.
Такой подход позволяет эксплуатировать привод ГРМ на протяжении всего заявленного срока службы без рисков преждевременного обрыва ремня механизма газораспределения.