Одним из условий безопасного движения любого транспортного средства является исправно и эффективно работающая тормозная система. При этом важной составляющей тормозной системы являются тормозные колодки (башмаки), взаимодействующие с тормозной поверхностью тормозного диска или барабана.
Поскольку колодки являются одним из важных рабочих элементов тормозной системы, необходимо следить за их состоянием, своевременно проводить ТО, качественно и правильно выполнять ремонтные работы.
На примере автомобиля Рено Логан рассмотрим, что представляют собой тормозные колодки, какие они бывают, а также как выполняется замена передних колодок Рено Логан и как поменять задние тормозные колодки Рено Логан.
Рено Логан: тормозные колодки, особенности и типы
Итак, именно колодки фактически создают тормозной момент, в результате чего замедляется вращение колес или колеса полностью блокируются. Таким образом, снижается скорость автомобиля или машина останавливается.
Передние и задние тормозные колодки Рено Логан представляют собой стальные пластины с фрикционными накладками, изготовленными из материала, обладающего повышенным коэффициентом трения, высокой теплоустойчивостью и износостойкостью.
На модель Логан устанавливаются:
- тормозные колодки Логан передние дискового типа;
- Рено Логан задние тормозные колодки барабанного типа;
Фрикционные накладки на обоих типах колодок схожи по своему составу, поскольку выполняют одну и ту же функцию. На системе торможения дискового типа, тормозные колодки на Логан передние (плоская форма) устанавливаются на тормозной диск снаружи, останавливая его путем сжатия с двух сторон за счет работы суппорта.
В барабанной системе торможения тормозные колодки задние Рено Логан (дугообразная форма) расположены внутри тормозных барабанов и останавливают вращение колеса путем распирания барабана.
В свою очередь, тормоза барабанного типа имеют худший коэффициент торможения, но при этом тормозные колодки, установленные в барабанах, имеют гораздо более длительный срок эксплуатации.
Обратите внимание, передние тормозные колодки на Рено Логан от задних колодок отличаются большими размерами и конструкцией (что обусловлено большими нагрузками на переднюю ось автомобиля).
Замена колодок Рено Логан: что нужно знать
Тормозные колодки требуют к себе внимания, их необходимо вовремя менять и следить за техническим состоянием. Износившиеся детали перестанут выполнять свои функции, а это не только сбой в работе автомобиля, но и возникновение разных аварийных ситуаций. Более того, изношенные колодки выводят из строя тормозные диски или барабаны.
Замена колодок входит в перечень ТО автомобиля. Сроки замены указаны в технической документации автомобиля, где завод-производитель указывает минимальную толщину фрикционных накладок, при которых еще может эксплуатироваться автомобиль.
- Также замена тормозных колодок Рено Логан нужна тогда, когда замечены признаки износа. Замена передних и/или замена задних тормозных колодок Рено Логан необходима при появлении малейших признаков (посторонние звуки при нажатии на педаль тормоза, снижение эффективности торможения, рывки при торможении и т.д.)
В общем, на износ задних либо передних тормозных колодок могут указывать такие признаки:
- появление сигнала с датчика износа;
- механическое повреждение или неравномерный износ деталей;
- повышение усилия на педали и увеличение тормозного пути;
- увеличение хода педали тормоза и т.д.
В любом случае, на Логан замена задних тормозных колодок или передних не является сложной процедурой, однако требуется учитывать ряд нюансов. Прежде всего, важно подобрать подходящие колодки.
Некоторые рекомендации по выбору колодок:
- использование оригинальных, рекомендованных автопроизводителем тормозных колодок;
- при подборе аналогов лучше отдавать предпочтение известным брендам;
- поверхность фрикционных накладок должна быть ровной, с равномерно распределенными вкраплениями;
- хорошо, когда на колодках отмечено присутствие штампов либо производственных отметок, указаны спецификации колодок и т.д.
Как поменять передние колодки Рено Логан
Итак, замена передних колодок Рено Логан необходима в случае, когда общая толщина составляет 6 мм, на колодке тормозной системы появились следы замасливания, при осмотре были обнаружены трещины, борозды и другие дефекты.
Замена передних колодок на Логане:
- при необходимости, выкачать из бачка немного тормозной жидкости (если уровень на отметке максимум);
- провести демонтаж переднего колеса;
- переместить поршень внутрь цилиндра посредством отвертки с широким жалом, вставив ее в отверстие суппорта и упершись между суппортом и основанием, сместить скобу;
- ключом на «13» скрутить крепежный болт скобы, удерживающей ее на направляющем пальце, ключом на «17» зафиксировать от прокручивания; Подняв скобу, снять тормозную колодку с направляющей, демонтировав с колодок пару пружинных скоб, щеткой очистить поверхность от грязи и ржавчины.
- проверив чехлы направляющих, начать установку новых колодок, при необходимости поврежденные чехлы заменить;
- демонтаж пальца из отверстия колодки с последующей заменой резинового кожуха;
- вложить небольшое количество смазывающего состава в проемы направляющих тормозной колодки;
- монтаж пальца, постановка новых изделий в направляющие и отпускание скобы (если часть поршня не дает поставить суппорт, необходимо поднять скобу и раздвижными плоскогубцами утопить поршень);
- выжать тормоз несколько раз для принятия передней колодкой необходимой позиции;
- повторить все процедуры на другом колесе, так как принцип замены передней тормозной колодки второго колеса аналогичен.
Рено Логан: замена задних тормозных колодок
Замена задних колодок необходима в том случае, когда произошло отслоение накладок или на поверхности появились трещины и царапины, толщина фрикционных накладок предельно снизилась ниже допустимой нормы.
Общий порядок действий по замене задних колодок:
- при помощи отвертки, поддев колпак, закрывающий ступицу, демонтировать его;
- используя головку на «30» скрутить гайку подшипника, демонтировать заднее колесо, зафиксировав автомобиль на опорной стойке, опустить ручной тормоз;
- демонтировать барабан в комплексе с подшипниками, очистить детали тормозной системы от загрязнений;
- используя плоскогубцы, отбросить нижний край регулирующей пружины для ее демонтажа;
- снять рычаг, регулирующий зазоры, отверткой вывести стяжную пружинку из зацепления с последующим ее демонтажем;
- плоскогубцами повернуть чашку пружины стойки колодки до момента совпадения паза чашки и стоечного хвостика;
Рекомендуем также прочитать статью о том, нужно ли прокачивать тормоза после замены колодок. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужна прокачка тормозов после замены колодок, а также на какие нюансы следует обращать внимание.
- провести демонтаж чашки и пружины и достать стойку;
- демонтировать саму стойку задней колодки и убрав в сторону верхний край передней колодки, достать распорную планку;
- отбросить стягивающую пружину ручника, закрепленную на рычаге задней колодки, снять наконечник тросика ручника, зафиксированного на рычаге колодки;
- провести демонтаж изношенной колодки, вычистить резьбовое соединение храповой гайки и наконечника, нанести небольшой объем смазывающего материала;
- на другом колесе производится установка новой колодки и осуществляется повторение всех действий по установке;
Поставив задние колодки, необходимо сделать несколько нажатий на педаль тормоза для обеспечения того, чтобы колодки заняли правильную позицию. Завершающим этапом становится необходимость провести регулировку тормозных барабанов и ручника. Также добавим, что после монтажа колодок важно не забыть поставить на место узел автоматического регулирования зазора.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что своевременное обслуживание и качественно проведенные ремонтные работы по замене тормозных колодок позволяют получить максимальную эффективность тормозной системы автомобиля.

Чтобы этого не произошло, водитель должен обращать внимание на основные и косвенные признаки износа (например, скрип или скрежет тормозных колодок), вибрации при торможении, уводы автомобиля от прямолинейного движения и т.п. Если такие признаки проявились, замена колодок зачастую позволяет решить имеющиеся проблемы.