Для чего нужна тормозная лента: принцип работы тормозной ленты АКПП и регулировка

Коробка автомат (АКПП) —  простой в эксплуатации и управлении, однако в тоже время достаточно сложный агрегат в устройстве автоматической трансмиссии автомобиля. Гидромеханическая АКПП устроена на основе планетарного редуктора.

Основные составляющие планетарного механизма: солнечная шестерня, сателлит, водило и коронная шестерня. Также отдельным элементом является гидротрансформатор.

В этой статье мы рассмотрим, что такое тормозная лента АКПП, для чего нужен данный элемент в устройстве коробки автомат, а также в каких случаях и почему нужно регулировать тормозную ленту АКПП.

Тормозная лента в автоматической коробке

Тормозная лента АКПП

Суть работы автоматической трансмиссии заключается в передаче различных скоростей вращения коронной и солнечной шестерням. Преимущество автоматической трансмиссии  заключается в том, что изменять скорости  можно просто за счет использования небольшого пакета фрикционных дисков (фрикционов).

В отличие от механической трансмиссии, для работы автоматической КПП также необходим гидротрансформатор (конвертер крутящего момента). Во время торможения при включенной скорости с помощью гидромуфты, гидротрансформатор «изолирует» вращение двигателя от коробки передач.

Еще одной из составляющих АКПП является тормозная лента, кратковременно блокирующая  элементы планетарного механизма. Давайте рассмотрим этот элемент более подробно. Итак, чтобы понять, для чего нужна тормозная лента в АКПП, нужно отметить, что одним из важных аспектов  в работе АКПП является максимально плавное переключение передач. 

В результате включения и выключения в определенной последовательности сцепления и тормозной ленты происходит перераспределение крутящего момента от ДВС в планетарном механизме. Благодаря этому обеспечивается плавное переключение передач.

Тормозная лента АКПП входит в систему управления планетарным механизмом, так же как и фрикционные диски, муфты свободного хода и т.д. При неправильной регулировке тормозная лента АКПП может привести  к рывкам автомобиля (при включении первой или задней передачи). Такая поломка может сократить срок службы не только автоматической трансмиссии, но и самого ДВС.
Читайте также

Принцип крепления и работа тормозной ленты АКПП

Тормозная лента коробки автомат

Тормозная лента представляет собой деталь небольшого размера, которая  фиксируется на корпусе автоматической коробки переключения передач.

Расположение креплений тормозной ленты:

  • один конец ленты неподвижно закреплен на корпусе АКПП;
  • второй конец ленты соединен с перемещающимся поршнем сервопривода.

Принцип фиксации планетарного механизма похож на принцип работы тормозных башмаков. Блокировка происходит по принципу «самозажатия». Все механизмы автоматической трансмиссии приводятся в действие трансмиссионной жидкостью. После попадания жидкости в полость включения сервопривода, его  поршень под давлением  этой жидкости начинает перемещаться.

В результате тормозная лента зажимается и, зафиксировав, блокирует  элементы планетарного механизма на определенный промежуток времени. По истечении определенного времени происходит разблокировка планетарного ряда и трансмиссионная жидкость поступает далее в полость выключения сервопривода.

Давление жидкости падает, лента ослабевает, затем поршень сервопривода возвращается в исходное положение. Лента разжимается и возвращается в свободное состояние.

Как эксплуатация АКПП влияет на тормозную ленту

Тормозная лента автоматической коробки

Тормозная лента состоит и множества эластичных полос, изготовленных из гибкого и достаточно прочного к механическим воздействиям металлического сплава. На внутреннюю ее часть нанесено фрикционное покрытие, что делает ленту более надежной и долговечной.

Во время эксплуатации АКПП металлические полосы и фрикционное покрытие тормозной ленты изнашивается, вследствие чего происходит ухудшение фиксации. Следовательно, лента перестает выполнять свои функции и требует замены, причем менять нужно на полный комплект, то есть тормозная лента с натяжными болтами.

Установка натяжных болтов может быть либо снаружи АКПП, либо внутри коробки, что будет зависеть от ее конструктивных особенностей. Преимущества внутреннего и внешнего размещения болтов:

  • головка болта не подвергается  загрязнению и коррозии (внутреннее размещение);
  • регулировка натяжения тормозной ленты проводится без демонтажа кожуха автоматической коробки передач (внешнее расположение);
  • самостоятельное натяжение тормозной ленты без посещения автосервиса (внешнее расположение).

Причины некорректной работы и регулировка тормозной ленты АКПП

Регулировка тормозной ленты АКПП

В процессе эксплуатации АКПП автомобиля могут возникнуть неисправности, связанные с блоком  фиксации планетарного механизма.

Причины и следствия:

  • Повреждение или износ фрикционного слоя тормозной ленты, приводящие к неполному блокированию планетарного механизма. При переключении скоростей ощущаются толчки и даже скрежет в АКПП;
  • Обрыв или другие повреждения  манжета поршня сервопривода. В этом случае тормозная лента не способна блокировать планетарный узел. Каждая смена передаточного числа сопровождается рывками автоматической коробки;
  • Повреждение штока поршня сервопривода. При механическом повреждении происходит разрушение поршня, вследствие чего его обломки переносятся в рабочей жидкости, попадают в разные узлы АКПП и могут их повредить. Если вовремя не устранить проблему, коробка может выйти из строя;
  • Износ или повреждение пружины, загрязнение открывающей полости сервопривода. В этом случае тормозная лента будет «подклинивать» подвижные части АКПП. Автомобиль не может начать движение, не работает задняя передача и т.д.
При этом в некоторых случаях регулировка указанной ленты помогают устранить ряд проблем. В процессе эксплуатации автомобиля, оборудованного АКПП, часто возникают сбои, связанные с переключением скоростей. Во время переключений появляются толчки или рывки в самой коробке.

Так вот, с помощью регулировочных  болтов или шпилек с  контргайками, воздействующих на системные рычаги, происходит изменение расстояния зазора между лентой и тормозным барабаном. Другими словами, можно компенсировать зазоры, что позволяет избавиться от толчков АКПП.  

Особенности регулировки:

  • шпилька с контргайкой закручивается динамометрическим ключом;
  • важно не перетягивать тормозную ленту;
  • может потребоваться демонтаж поддона коробки переключения передач (в случае расположения регулировочного болта внутри картера коробки);
  • настройка зазора при помощи специальных штоков (регулируются только некоторые разновидности АКПП).
Проверка уровня масла в АКПП, состояние ATFРекомендуем также прочитать статью о том, как проверить уровень масла в коробке автомат, а также на что обратить внимание при проверке качества и состояния жидкости ATF. Из этой статьи вы узнаете об особенностях правильной проверки уровня трансмиссионного масла в АКПП, а также о нюансах во время оценки цвета, запаха и общего вида масла в автомате.

Также возможна регулировка тормозной ленты АКПП без динамометрического ключа. В этом случае порядок выполнения регулировки следующий:

  • автомобиль должен находиться под небольшим уклоном;
  • во избежание самостоятельного движения автомобиля, необходимо поставить его на ручной тормоз, при этом подложив под колесо упор или тормозной башмак;
  • после автомобиль необходимо снять с ручного тормоза и проверить, удерживает ли его тормозной башмак;
  • затем необходимо опять поставить автомобиль на ручной тормоз, при этом переложив тормозной башмак так, чтобы он был в нескольких сантиметрах от колеса автомобиля;
  • необходимо ослабить контргайку для простоты закручивания регулировочного болта;
  • потом необходимо затянуть регулировочный болт до легкого упора;
  • далее автомобиль нужно снять с ручника, постепенно ослабляя регулировочный болт тормозной ленты дождаться, пока автомобиль не начнет катиться;
  • закрутить регулировочный болт на 2-3 оборота (количество оборотов определяется экспериментально до момента полного отсутствия рывков при переключении передач). 

Что в итоге

Как видно, тормозная лента в АКПП необходима для плавного переключения, при этом в процессе эксплуатации изнашивается и требует регулировки. Владельцам транспортных средств, оборудованных автоматической коробкой передач, необходимо знать, что регулировку натяжения ленты следует проводить для устранения рывков в коробке при переключении передач (если нет других причин).

Буксует АКПП пробуксовки коробки автомат причины Рекомендуем также прочитать статью о том, почему буксует АКПП. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах пробуксовок автоматической коробки передач при переключениях.

Еще регулировка тормозной ленты требуется после замены самой ленты, а также ряда других ремонтных или сервисных работ, затрагивающих АКПП. Данная процедура позволяет добиться максимальной плавности и четкости работы коробки — автомат.

Читайте также