Самые главные критерии при выборе автомобиля – надежность, комфорт и безопасность. В первую очередь, необходимо понимать, для чего приобретается авто, а также в каких условиях будет эксплуатироваться машина. При этом нужно определиться не только с силовой установкой, но и с видом установленной трансмиссии.
Если говорить о трансмиссии автомобиля, то на сегодня можно выделить два вида: механическая и автоматическая. Более того, автоматом может быть классическая АКПП, вариатор CVT или коробка-робот. С учетом того, что первые два типа наиболее распространены, далее мы рассмотрим отличие вариатора от автоматической коробки передач.
Содержание статьи
Отличие коробки автомат от вариатора
Прежде всего, хотя в плане функциональности данные КПП похожи, каждая из указанных типов трансмиссий сильно отличается друг от друга, имеет свои достоинства и недостатки. Если сравнивать классический автомат и вариатор CVT, АКПП появилась на автомобилях намного раньше.
Основные составляющие АКПП:
- механизм управления КПП, который реализован при помощи гидравлической и электронной системы;
- гидротрансформатор (служит сцеплением, функцией которого является преобразование и передача крутящего момента для плавного переключения передач);
- планетарная коробка передач;
Достоинства автоматической коробки:
- надежность;
- комфорт и удобство вождения;
- ремонтопригодность;
Также АКПП имеет и свои недостатки:
- потери в гидротрансформаторе приводят к повышенному расходу топлива;
- высокая производственная стоимость агрегата (сложные технологические процессы);
- регулярное и дорогое техническое обслуживание;
- трудоемкие и дорогие ремонтные работы;
- повышенные эксплуатационные требования и ограничения;
Например, особенности эксплуатации АКПП включают в себя необходимость в прогреве коробки, особенно в холодное время года. Также нужно делать паузу между переключением режимов «R» и «D». Требуется избегать резких стартов, не допускать пробуксовок коробки при преодолении сложных участков и т.д.
- Вариаторная коробка переключения передач (CVT) также является одной из разновидностей автоматической трансмиссии. При этом вариатор – бесступенчатая коробка передач, которая плавно изменяет скорость вращение колес в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Если просто, крутящий момент изменяется посредствам двух конусов и ременного соединения между ними.
Вариаторные коробки могут различаться по устройству:
- бесступенчатая коробка с тороидной передачей (передача усилия осуществляется посредством конусовидных дисков и роликов, заменяющих ремень);
- бесступенчатая коробка с цепной передачей (передача мощности за счет звеньев цепи) или коробка с ременной передачей трапециевидного сечения. Изменение передаточного числа происходит посредством сведения и разведения шкивов при движении автотранспортного средства.
Основные преимущества вариаторной коробки:
- плавное изменение скорости (без рывков, вибраций или толчков);
- скорость увеличивается без постороннего шума;
- двигатель всегда работает в оптимальном режиме;
- тяга более ровная и постоянная, высокая топливная экономичность;
Что касается недостатков:
- данный агрегат не рассчитан на высокие нагрузки, имеет меньший ресурс, чем АКПП;
- отмечается высокая сложность и дороговизна ремонтных работ:
- устанавливается в паре с маломощными моторами (при большом крутящем моменте ремень проскальзывает на конусах, отмечен быстрый износ ремня и выработка на конусах);
- качественная работа коробки сильно зависит от исправности различных электронных датчиков, причем выход из строя указанных датчиков приведет к сбою в работе всей трансмиссии;
- высокая стоимость рабочей жидкости, необходимость в более частой замене масла в вариаторе;
- строгие ограничения при буксировке автомобиля с вариаторной коробкой переключения передач;
Подведем итоги
Как видно, основное отличие вариатора от автоматической коробки передач состоит в устройстве. Также, исходя из вышесказанного, можно выделить несколько важных отличий данных типов автоматических КПП.
Хотя вариатор изначально дешевле, в дальнейшем его дороже обслуживать, чем АКПП. При этом ремонт вариатора отличается высокой сложностью и дороговизной. В итоге, разобравшись с тем, в чем разница между вариатором и автоматом, можно сделать выбор с учетом ряда особенностей рассмотренных выше типов автоматических трансмиссий.