Традиционно на автомобиле в качестве стартерной батареи используется свинцово-кислотный аккумулятор. Аккумуляторы данного типа имеют высокую энергоемкость, а также способны отдавать большой ток за небольшой промежуток времени.
При этом аккумуляторная батарея сегодня может отличаться типом материалов электрода, составом и типом электролита и т.д. Например, многие современные АКБ имеют электроды не из чистого свинца, а с целым рядом добавок.
В результате аккумуляторы можно разделить на следующие виды:
- сурьмянистый;
- малосурьмянистый;
- кальциевый;
- гибридный;
- гелевый и AGM аккумулятор;
- щелочной;
- литий-ионный.
Каждый из указанных типов АКБ имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые нужно учитывать при подборе. Подробнее читайте в нашей статье.
Авто аккумулятор: какие аккумуляторы бывают
Традиционным видом аккумуляторных батарей на авто ранее являлись сурьмянистые АКБ. В состав свинцовых пластин вводят около 5% сурьмы для повышения прочности пластин. Отличительной особенностью является активное газовыделение таких АКБ, вода буквально «выкипает».
Аккумулятор малосурьмянистый
Количество сурьмы в современных АКБ данного типа сильно уменьшено. Это позволило снизить интенсивность выкипания воды, также были улучшены некоторые характеристики батареи (уменьшен саморазряд, повышена емкость, меньшая чувствительность к перепадам напряжения при зарядке и т.д.).
В результате батареи стали необслуживаемыми или частично обслуживаемыми. Конечно, вода все равно выкипает, однако доливать ее необходимо намного реже. Сегодня в продаже можно встретить батареи, где «банки» аккумулятора имеют крышки или не имеют крышек для проверки электролита.
Частично обслуживаемый вариант теоретически может проработать дольше, однако для этого нужно контролировать плотность электролита и менять его, доливать воду и т.д. Также добавим, что такие аккумуляторы сегодня самые доступные по цене по сравнению с кальциевыми, гибридными и другими типами аккумуляторов.
Кальциевые АКБ Ca/Ca
Чтобы увеличить срок службы аккумулятора, в решетках электродов стали использовать кальций. Также аккумуляторы Ca/Ca в составе пластин имеют не только кальций, может быть добавлено серебро и т.д.
На сегодня именно такие аккумуляторы можно считать полностью необслуживаемыми, так как они не нуждается в каком-либо дополнительном контроле уровня и плотности электролита благодаря минимальному газовыделению.
Однако такие батареи боятся перезаряда, чувствительны к напряжению бортовой сети авто и стоят заметно дороже малосурьмянистых батарей. По этой причине их оптимально использовать на современных легковых авто, где напряжение в сети стабильно, а также правильно заряжать. Если же нужен более надежный и «универсальный» аккумулятор, тогда лучше обратить внимание на гибридные АКБ.
Аккумуляторы гибридные Ca+
Как правило, действительно хорошие аккумуляторы, которые можно отнести к «универсальным», сегодня являются гибридными (с пометкой Ca+). Данное решение сочетает в себе плюсы кальциевых и маслосурьмянистых АКБ. При этом такие батареи лишены многих серьезных недостатков кальциевых и сурьмянистых батарей.
В таких батареях пластины электродов выполнены с сочетанием двух технологий. Например, положительные пластины малосурьмянистые, тогда как отрицательные кальциевые. В результате выкипание воды присутствует, но оно минимально.
Единственный минус — электролит все же присутствует в такой батарее в жидком состоянии. Это значит, что если пластиковый корпус повреждается (например, в результате ДТП или при недостаточно надежной фиксации батареи) попадание электролита в аккумуляторный отсек или на детали кузова неизбежно приводит к повреждениям ЛКП, активной коррозии и т.д. Чтобы избавиться от таких рисков, можно обратить внимание на гелевые и АГМ аккумуляторы.
Аккумулятор гелевый и AGM
Прежде всего, нужно отметить, что гелевые и AGM аккумуляторы отличаются, хотя в обоих типах батарей электролит не находится в жидком состоянии. В гелевых АКБ электролит находится в гелеобразном состоянии, тогда как в АГМ применено решение вроде пористой губки, удерживающей в себе жидкость.
В любом случае, обе таких технологии позволили решить проблему осыпания активного вещества с пластин, а также минимизировать риски утечки электролита из аккумулятора в случае его повреждения.
Однако, для них актуальна проблема перезаряда и даже активной подзарядки большими токами. По этой причине заряжать гелевые аккумуляторы нужно только специальным ЗУ для зарядки гелевых АКБ. Еще один минус — при низких температурах гель теряет проводимость, отдача от батареи ухудшается.
Аккумуляторы щелочные
Вместо электролита в аккумуляторах можно использовать не только кислоту. Также можно использовать щелочь, при этом такие типы АКБ также ставятся на автомобили. Автомобильный щелочной аккумулятор может быть никель-кадмиевым и никель-железным. При этом электролитом для таких АКБ является раствор едкого калия (КОН).
В щелочных батареях пластины упакованы в тонкие металлические «обертки» с перфорацией. Туда же впрессовано активное вещество. В результате щелочной аккумулятор значительно лучше переносит вибрации.
Такие аккумуляторы не «кипят», общее количество электролита меньше, чем в кислотных АКБ. Также можно отметить, что щелочная АКБ не боится перезаряда, а также менее чувствителен к глубоким разрядам.
Что касается минусов щелочных батарей, они выдают меньшее напряжение, так что необходимо наращивать число «банок». В результате такие аккумуляторы больше по размеру, чем кислотные, при этом напряжение одинаковое. Также щелочные батареи очень дорогие по сравнению с кислотными АКБ.
Как правило, на легковых авто их чаще используют в качестве тяговых аккумуляторов, а не стартерных. В роли стартерных батарей их можно встретить на грузовых авто и спецтехнике.
Литий-ионные аккумуляторы Li-ion
Аккумуляторные батареи данного типа являются самыми современными. Носитель электрического тока в батареях данного типа — ионы лития. Литий-ионные АКБ имеют высокую емкость, выдают большее напряжение, отличаются низким саморазрядом.
Однако есть и ряд недостатков, которые не позволяют таким аккумулятором полностью вытеснить кислотные или щелочные.
- Прежде всего, литий-ионные батареи сильно зависят от наружной температуры. Например, при снижении температур резко падает способность отдачи заряда.
- Также данные батареи имеют жестко ограниченное число зарядов и разрядов (обычно, около 500 циклов).
- Еще можно выделить «старение» таких АКБ. Потеря около 10-12% емкости за 12 месяцев считается нормой. При этом данное старение не является саморазрядом, то есть не связано с необходимостью калибровки. Также для литий-ионных батарей губительным является глубокий разряд.
- АКБ данного типа не способны выдавать большую мощность для запуска двигателя (не используется в качестве стартерной батареи);
Какой аккумулятор лучше для автомобиля
Как показывает практика, для новых и современных авто не старше 10 лет необходимо сразу определить, какой аккумулятор стоит на автомобиле с завода. Зачастую, производители ставят на машины, сходящие с конвейера, лучшие аккумуляторы.
Однако можно также дополнительно изучить рейтинг аккумуляторов, после чего сменить, например, простой кислотный аккумулятор на подходящий по характеристикам кальциевый, гибридный, гелевый или даже щелочной. В этом случае выбор будет зависеть от целевого назначения, особенностей эксплуатации автомобиля, а также финансовых возможностей самого владельца.