Как известно, КПП — один из важнейших узлов автомобиля, отвечающий за передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам. Современные автомобили оснащены механической или автоматической трансмиссией.
Все типы и виды коробок передач имеют отличия в работе, устройстве и функциональности. В этой статье мы рассмотрим, какие виды МКПП и виды АКПП бывают, а также главные особенности различных типов трансмиссий.
Механическая трансмиссия автомобиля и виды МКПП
Итак, МКПП — самая простая, ремонтопригодная и не дорогая в обслуживании трансмиссия. На механике ступени переключает непосредственно водитель физическим усилием, прилагаемым к рычагу переключения передач. Переключения происходят с выжимом педали сцепления. МКПП делятся по количеству ступеней и подразделяются по количеству валов.
Механика по количеству ступеней бывает:
- четырехступенчатая;
- пятиступенчатая (наиболее распространенный вариант);
- шестиступенчатая и более.
Типы МКПП по количеству валов:
- трехвальные (применяются в автомобилях с передним и задним приводом, в грузовых автомобилях);
- двухвальные (применяются в легковых автомобилях с передним приводом).
Плюсы МКПП:
- экономия топлива;
- лучшая динамика;
- возможность обеспечения более полного контроля над автомобилем;
- ресурс и длительный срок эксплуатации;
Минусы МКПП:
- перегрузки мотора и коробки при неправильной эксплуатации и некорректном переключении передач;
- постоянная работа водителя транспортного средства с рычагом переключения передач и педалью сцепления во время движения автомобиля.
Виды АКПП: типы автоматических коробок
К автоматическим трансмиссиям можно отнести классический гидроавтомат (АКПП), роботизированную трансмиссию (РКПП) и трансмиссию вариаторного типа (CVT).
- Гидроавтомат — классическая коробка гидравлического типа, предназначенный для преобразования и передачи крутящего момента от коленчатого вала ДВС к колесам посредствам гидротрансформатора. Ступени в таких коробках реализованы в виде планетарной передачи и переключаются за счет давления трансмиссионной жидкости, создаваемого гидронасосом.
Плюсы АКПП:
- простота управления транспортным средством;
- надежность, поскольку технология изготовления гидроавтоматов отработана за долгие годы их производства.
Минусы АКПП:
- частичный отбор и потеря мощности двигателя из-за гидротрансформатора , через который передается крутящий момент;
- задержка при переключении ступеней;
- повышенный расход топлива;
- дороговизна в ремонте и обслуживании.
Еще следует выделить ограничения по буксировке, длительные пробуксовки колес на скользкой поверхности могут привести к перегреву и быстрому выходу из строя автоматической трансмиссии.
- Роботизированная коробка автомат – трансмиссия, которая выполняет ту же функцию, что и классический автомат. При этом РКПП спроектирована таким образом, что по конструкции она больше напоминает обычную механическую трансмиссию, поскольку в ней тоже есть диск сцепления и шестерни передач на валах. Но само переключение передач и выжим сцепления выполняется электромеханическим узлом (мехатроником) или сервомеханизмами.
Плюсы РКПП:
- коробка- робот проще и дешевле в производстве, чем классический гидроавтомат;
- высокая скорость переключения ступеней без задержек;
- хорошая ремонтопригодность КПП;
- возможность выбора передачи вручную;
Минусы РКПП:
- ненадежность блока управления/сервомеханизмов;
- малый ресурс дисков сцепления;
- выход из строя или некорректная работа мехатроника;
- более требовательна к трансмиссионному маслу, чем механика.
- вибронагруженность и шумная/жесткая работа РКПП с однодисковым сцеплением, заметные толчки при резком наборе скорости (не на всех моделях).
Также для увеличения ресурса дисков сцепления роботизированной коробки инженеры пошли еще дальше и разработали двух дисковую роботизированную коробку передач с мокрым сцеплением. В этом случае диски сцепления погружены в масляную ванну.
- Коробка вариатор или CVT (бесступенчатый автомат вариаторного типа) выполняет те же задачи, что и остальные автоматические коробки, но имеет принципиальные конструктивные отличия.
Принцип работы вариаторной коробки заключается в наличии двух конусов и шкивов, установленных в корпусе коробки, которые соединены между собой ремнем (цепью). К одному из конусов подается крутящий момент непосредственно от коленчатого вала, а другой через дифференциал соединен с полуосями.

Соответственно, это позволяет гибко изменять передаточное отношение, плавно меняется скорость автомобиля. Вариаторная коробка передач благодаря особенностям конструкции работает по особому алгоритму, а именно:
- при резком нажатии на педаль акселератора обороты двигателя быстро доходят до максимума;
- автомобиль плавно и быстро разгоняется, тяга ровная и постоянная;
- на всем промежутке активного разгона в салоне автомобиля слышен монотонный звук ДВС на одних и тех же оборотах.
Чтобы устранить эти недостатки, производители на программном уровне внесли изменения в алгоритм работы блока управления вариаторной коробки передач (блок управления имитирует рывки, напоминающие переключения ступеней на классическом автомате, а также появились так называемые виртуальные фиксированные передачи).
Плюсы вариатора:
- нет значительного отбора мощности ДВС, поэтому коробка может устанавливаться на малолитражных автомобилях;
- CVT минимизирует расход топлива;
- разгон постоянный, без разрыва тяги и потерь момента;
Минусы вариатора:
- невозможность установки в паре с мощным мотором (у вариаторной коробки предел передачи крутящего момента не высокий, как следствие, могут выйти из строя ремень и шкивы);
- противопоказаны резкие старты с места по причине недопущения пробуксовки вариаторного ремня;
- запрещена буксировка тяжелых прицепов, что тоже приводит к пробуксовке ремня вариатора, перегревам и быстрому выходу из строя вариатора.
- ремонт и обслуживание достаточно дорогое сравнительно с АКПП и РКПП.
Что в итоге
В настоящее время автопроизводители предлагают большое количество механических и автоматических трансмиссий. Каждый изготовитель старается довести эксплуатационные характеристики выпускаемых автомобилей и установленных агрегатов до оптимальных показателей в плане динамики, расхода топлива, приемистости и комфорта в управлении.
