В процессе эксплуатации автомобиля многие водители замечают, что из выхлопной трубы может идти белый дым, больше похожий на пар. Обычно это происходит на «холодную», после прогрева выпускной системы пар исчезает. Также можно наблюдать следующее: если стоять за каким-либо автомобилем сзади, в момент ускорения из выхлопной трубы впереди стоящей машины капает или выливается вода.
Так вот, белый дым из выхлопной трубы может появляться в результате:
- поломок, когда антифриз из системы охлаждения попадает в цилиндры;
- по причине скопления конденсата в резонаторе и глушителе.
Сразу отметим, ресурс самого глушителя, резонатора и других элементов заметно сокращается по причине наличия воды. По этой причине важно знать, как убрать воду из глушителя. Подробнее читайте в нашей статье.
Почему в глушителе собирается вода: основные причины
Итак, существует несколько причин, по которым из выхлопной трубы идет пар в виде белого дыма, капает вода из выхлопной трубы и т.п. Как правило, скопление влаги моет происходить по следующим причинам:
- антифриз из каналов системы охлаждения опадает в цилиндры двигателя. Это может происходить в результате пробоя прокладки ГБЦ, а также при наличии трещин в блоке или головке блока цилиндров. Данная проблема достаточно серьезная, так как антифриз попадает в моторное масло и ухудшает его свойства, также нарушается процесс сгорания топливно-воздушной смеси в камере сгорания и т.д.
- вода может попадать в глушитель в том случае, если автомобиль эксплуатировался в жестких условиях (например, проезд водных преград) или был припаркован так, что талая вода (например, из сугроба снега) проникает в выхлопную систему. В подобных случаях вода в буквальном смысле затекает в глушитель через выхлопную трубу или проникает через какие-либо другие отверстия, щели, повреждения, вызванные очагами коррозии и т.д.
- вода в глушителе накапливается в виде конденсата, так как влага активно конденсируется по причине перепада температур. Особенно активно накопление влаги происходит в осенне-зимний период или во время длительных проливных дождей.
При этом наличие воды само по себе заставляет многих автовладельцев искать решения, чтобы минимизировать скопление влаги или полностью удалить воду из глушителя. Причина – стремление избежать негативных последствий.
Вода в выхлопной системе: последствия
Основной проблемой, с которой сталкиваются автовладельцы в результате попадания воды в глушитель или активного накопления влаги, считается активная коррозия и сокращение срока службы элементов выхлопной системы. Если глушитель выполнен из обычной стали, срок службы такого элемента сокращается на 30-40% именно в результате попадания воды. На практике, металлический глушитель редко выхаживает больше 50-60 тыс. км. пробега или 3-4 года.
Более дорогие решения, когда глушитель алюминизированный или изготовлен из нержавеющей стали, лучше противостоят коррозии, однако и в этом случае вода, вступающая в реакцию с другими химическими компонентами в отработавших газах, также активно разрушает детали выхлопной системы. В результате срок службы таких выхлопных систем чуть больше, однако, также редко превышает отметку в 70-80 тыс. км. пробега или 5-6 лет.
Именно по этим причинам многие водители стремятся не допускать скопления воды. Существует несколько способов, позволяющих убрать воду из глушителя, однако важно учитывать целый ряд нюансов, чтобы убирать воду из глушителя правильно.
Как удалить воду из глушителя: доступные способы
Как уже было сказано выше, вода будет неизбежно скапливаться внутри выхлопной системы, даже если полностью исключить попадание влаги снаружи. Это происходит в результате конденсации влаги на стенках внутри выхлопного тракта. При этом чем ниже наружная температура и холоднее сам глушитель, тем большим будет накопление конденсата. В результате после запуска двигателя можно заметить водяной пар из выхлопной трубы.
В целом, после прогрева мотора даже задняя «банка» может разогреться до 90 градусов по Цельсию и даже выше, тогда как температура в области установки катализатора в несколько раз выше. Это значит, что вся вода будет испаряться, то есть влага удаляется сама по себе. Однако проблема заключается в том, что далеко не всегда за время короткой поездки двигатель и выхлопная система усевают полностью прогреться.
- Сразу отметим, что некоторые автовладельцы действуют радикально и принимают решение просверлить глушитель. С одной стороны, лишнюю воду удается слить, также отверстия позволяют избежать дальнейшего ее накопления в полостях. Однако есть нюансы.
Обращаем ваше внимание, что сверлить глушитель автомобиля далеко не самое лучшее решение по ряду причин. Как правило, преимущественно сверлят последнюю «банку» при помощи тонкого сверла 2-3 мм. Также в отдельных случаях владелец может высверлить отверстия как в глушителе, так и в резонаторе, чтобы удалить конденсат из всех без исключения «банок».
Так вот, если глушитель металлический, активная коррозия начинается в области сверления, то есть отверстие сильно ржавеет. Глушитель из «нержавейки» сопротивляется коррозии дольше, однако и в этом случае начинается ускоренное разрушение.
В результате можно получить прямо противоположный результат, то есть вместо увеличения срока службы глушителя за счет создания дренажей происходит его ускоренный выход и строя из-за коррозии. Это стоит учитывать, принимая решение, что лучше, сверлить или не сверлить глушитель.
Еще один нюанс — изменение звука работы выхлопной системы, причем в худшую сторону. Особенно это актуально, если отверстия выполнены не только в задней «банке», но и в резонаторе. В этом случае звук выхлопа меняется, может стать звонким и резким. В целом, машина работает громче, при этом на средних и высоких оборотах можно услышать резонирующий высокочастотный звук.
Также наличие отверстий в глушителе и резонаторе может привести к тому, что отработавшие газы могут проникать в салон из-под днища автомобиля. Именно по этим причинам опытные специалисты рекомендуют рассмотреть другие способы удаления воды из глушителя, вместо того, чтобы просверлить дренаж в глушителе.
- Чтобы понять, как удалить влагу из глушителя правильно, нужно обратить внимание на методы, которые не предполагают какого-либо вмешательства в устройство автомобиля и внесения тех или иных доработок выхлопной системы. Необходимо помнить, что вода в глушителе собирается в результате недостаточного прогрева выхлопного тракта. Как правило, речь идет об эксплуатации машины в черте города, то есть поездки преимущественно короткие.
Более доступный метод – прогрев выхлопного тракта естественным путем. Для этого нужно один раз в две-три недели в зимний период совершать длинную поездку (как минимум, двигатель должен проработать под нагрузкой на средних и высоких оборотах около 40-60 минут).
В рамках такой поездки силовой агрегат и выпускной тракт полностью выходят на рабочие температуры, влага полностью испаряется. Кстати, такая «сушка» выхлопной системы также полезна и двигателю, так как рабочие жидкости (например, моторное масло) тоже накапливают конденсат. Такой конденсат в виде характерной эмульсии можно увидеть, открутив крышку маслозаливной горловины и осмотрев внутреннюю часть крышки.
Оптимально совершать длительную поездку, двигаясь по трассе. За это время хорошо прогревается двигатель, трансмиссия, подсушивается подкапотное пространство. Также при скоростной езде «проветривается» и сам кузов автомобиля, точнее, его скрытые полости. Удаление влаги получается комплексным, что положительно сказывается не только на выхлопной системе, но и на других деталях и элементах автомобиля.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что проблема скопления воды в глушителе автомобиля и в выхлопной системе в целом больше связана не с какими-либо неисправностями и недоработками, а с тяжелыми условиями эксплуатации транспортного средства.
Безусловно, указанными тяжелыми условиями принято считать постоянную эксплуатацию машины в черте города, короткие поездки, езду с низкими оборотами и небольшой скоростью, недостаточный прогрев силового агрегата и других его систем.
Так или иначе, данный способ может быть подходящим только в том случае, если владелец регулярно сталкивается с проблемой скопления воды в выхлопной системе, при этом такая вода часто замерзает, то есть постоянно образуется ледяная пробка в глушителе. Во всех остальных случаях выхлопной системе показан полноценный прогрев, а не сверление дренажей.