Замена масла в двигателе ВАЗ: что нужно знать для самостоятельного обслуживания

Как известно, по целому ряду причин на территории СНГ сегодня продолжают пользоваться спросом так называемые «классические» модели ВАЗ. Как правило, речь идет о моделях ВАЗ 2103, ВАЗ 2106 и т.д.

Указанные автомобили отличаются простотой конструкции, надежностью и доступной ценой на рынке б/у авто, что и является залогом их популярности. При этом владельцы таких авто стараются минимизировать затраты на содержание и обслуживание, выполняя большинство работ своими руками.

Отметим, что такие процедуры, как замена масла в двигателе ВАЗ, вполне могут быть выполнены самостоятельно даже начинающими автолюбителями, причем не обязательно иметь какие-либо профессиональные навыки. Давайте рассмотрим процесс замены смазки на указанных «классических» моделях более подробно.

Выбор масла для двигателя ВАЗ 2103, 2106, 2107: рекомендации

Масло для двигателя ВАЗ выбор

Прежде всего, любой двигатель независимо от типа и страны производства нуждается в своевременной замене моторного масла. Более того, смазочная жидкость должна быть подобрана в соответствии с требованиями и допусками завода-изготовителя ДВС, а также  при подборе необходимо учитывать сезонность, состояние двигателя и условия эксплуатации автомобиля.

Что касается периодичности замены, обычно в двигателе ВАЗ используется полусинтетическое или минеральное масло. Основное преимущество минеральных масел в их низкой цене, однако они уступают по сроку службы, моющим и защитным свойствам более дорогой полусинтетике и синтетическим маслам.

Если говорить о моторах старых ВАЗ, сразу отметим, в дорогой синтетике для данных ДВС нет никакой необходимости. Более того, сальники и прокладки при использовании «жидкого» синтетического масла могут начать течь.

С учетом вышесказанного остается выбирать из минеральных и полусинтетических продуктов. При этом на зиму лучше лить менее вязкое полусинтетическое масло, что облегчит холодный пуск и минимизирует износ силового агрегата. Дело в том, что минеральная смазка  на морозе заметно теряет свою текучесть, двигатель может не завестись или же в первые минуты после холодного запуска будет испытывать масляное голодание.

В летний же период правильным решением будет переход на более вязкие масла, которые формируют прочную и толстую масляную пленку для защиты трущихся деталей уже далеко не нового мотора. Кстати, если двигатель в хорошем состоянии или недавно ремонтировался, тогда можно смело использовать подходящее всесезонное полусинтетическое моторное масло хорошего качества круглогодично.

Полусинтетические смазки содержат расширенный пакет присадок и лучше защищают мотор, увеличивая срок его службы. Главное, чтобы летом  на полусинтетике не было течей через сальники, прокладки и уплотнители.  Как показывает практика, многие владельцы  в «классических» моделей ВАЗ часто используют летом масла с индексом вязкости 15W50 или 10W40, на зиму  осуществляется переход на 5W40.

Еще отметим, что с учетом качества топлива, износа двигателя на «классических» моделях ВАЗ и ряда других факторов, не стоит рассчитывать на большой срок службы более дорогих полусинтетических масел. На практике это значит, что дешевую «минералку» оптимально менять каждые 6-7 тыс. км. пробега,  при этом полусинтетику также потребуется заменить не позже, чем через 9-10 тыс. км. пробега.

Кстати, если практикуется смена масла по сезону с изменением индекса вязкости (на лето заливается минеральное масло, а в зимний период осуществляется переход на полусинтетику или даже гидрокрекинг), тогда масло необходимо менять с промывкой двигателя.

Такой подход позволит избежать смешивания нескольких типов моторных масел по причине невозможности полностью слить старую смазку из ДВС. Дело в том, что разные ГСМ даже одного производителя отличаются пакетом присадок. Это значит, что всегда существует риск нежелательных реакций после смешивания таких продуктов.

Замена масла и масляного фильтра ВАЗ «классика»

Замена масла в двигателе ВАЗ

Итак, рассмотрим процедуру замены масла на примере ВАЗ 2106. Прежде всего, объем масла в двигатель ВАЗ 2106  для замены составляет 3.75 литра. Также нужно приобрести новый масляный фильтр, который будет полностью подходить для данного типа двигателя.

  • Первым делом, перед заменой смазки двигатель нужно прогреть до рабочих температур. Это позволит максимально повысить текучесть масла, которое разжижается с нагревом. Конец формы
  • Затем машину нужно поднять на подъемнике, загнать на эстакаду или смотровую яму. Основная задача — получить свободный доступ к сливному отверстию, которое выполнено в поддоне картера.
  • Далее (в случае со смотровой ямой или эстакадой) автомобиль фиксируется при помощи «ручника» и включения первой передачи. Также можно дополнительно поставить противооткатные упоры и т.д.
  • Если имеется установленная защита картера двигателя, рекомендуется такую защиту снять даже при учете того, что в самой защите может быть выполнено специальное отверстие для слива масла. Это облегчит проведение процедуры в случае отсутствия практических навыков по замене масла.
Промывка двигателя перед заменой масла способыРекомендуем также прочитать статью о том, как промыть двигатель автомобиля при замене масла. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах промывки системы смазки, а также о преимуществах и недостатках тех или иных решений.

Теперь перейдем к необходимым инструментам. Например на популярной «шестерке» ВАЗ потребуется:

  1. Ключ-шестигранник на 12 или битка с воротком;
  2. Емкость для слива отработки из двигателя (объем 5 л.)
  3. Ключ-съемник для снятия масляного фильтра;
  4. Воронка для заливки свежего масла;
  5. Ветошь, защитные перчатки, щетка с металлической щетиной;

Если на машине стоит защита картера, для демонтажа могут потребоваться еще и другие ключи (в зависимости от особенностей крепления самой защиты). После прогрева мотора двигатель следует заглушить. Затем производится снятие защиты (при наличии). Выполнять все работы лучше в защитных перчатках.

Теперь можно поднять капот и открутить крышку маслозаливной горловины. Если планируется промывка мотора  и будет использован состав, известный как «пятиминутка», тогда данное средство заливается прямо в отработку, крышка горловины завинчивается обратно.

Далее выполняется быстрая промывка двигателя. По окончании нужно снова открутить крышку горловины,  спуститься под автомобиль, подставив емкость под место установки сливной пробки в поддоне.

Теперь сливную пробку очищают щеткой с металлической щетиной, после чего сливная пробка аккуратно приоткручивается ключом-шестигранником. В это же время при необходимости подставляется заранее приготовленная емкость для слива масла.

Помните, масло после остановки прогретого ДВС может быть еще горячим, так что процедуру выполняют с осторожностью, чтобы не получить ожоги.

Постепенно и по мере вытекания смазки пробку полностью выкручивают. Далее масло будет вытекать из сливного отверстия около 15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы протереть сливную пробку чистой тряпкой.

Когда масло перестанет капать, сливная пробка закручивается обратно. Если необходимо промыть двигатель перед заменой масла при помощи полнообъемных промывочных жидкостей, тогда заливается промывочное масло, снова закручивается крышка маслозаливной горловины и промывка ДВС выполняется по инструкции, которая указана на упаковке.

Завершив промывку масляной системы мотора, процедура замены самого масла может быть продолжена. Промывка сливается из двигателя описанным выше способом, сливная пробка закручивается.

Как заменить масляный фильтр ВАЗ

Замена масляного фильтра ВАЗ 2106

Теперь, то есть непосредственно перед заливкой свежего масла, можно перейти к замене масляного фильтра. Кстати, в ряде случаев, особенно если нужно мыть мотор полнообъемным промывочным маслом, рекомендуется заменить фильтр дважды.

Это значит, необходимо сначала снять старый еще до промывки, поставить чистый, (причем подойдет самый дешевый), затем выполнить саму промывку. После промывки потребуется снова снять установленный недавно дешевый фильтр и установить качественный новый.

В двух словах, корпус фильтра можно пробить отверткой. Далее отвертка будет выступать в роли рычага, что и позволит открутить фильтрующий элемент без особых затруднений.
  • Теперь необходимо в новый фильтр налить немного чистого моторного масла, заполнив его наполовину. Это даст возможность смазке пропитать фильтрующие элементы в корпусе. Также маслом смазывается и резиновое уплотнительное кольцо на масляном фильтре.

Перед установкой чистой тряпкой следует протереть место установки фильтра, после чего закрутить новый фильтр от руки. Далее в маслозаливную горловину вставляется воронка и заливается свежее масло.

Советы и рекомендации

  • После заливки нужно выждать 5 минут (за это время масло стечет в поддон) и проверить уровень масла по щупу. Если уровень чуть выше отметки «мин», крышку горловины закручивают. Теперь силовой агрегат можно заводить. Во время первого запуска нужно убедиться, что лампочка давления масла не горит или погаснет через 3-5 сек.
  • После того, как двигатель поработает на холостом ходу около 10 мин., мотор глушат и уровень смазки проверяют повторно, доводя его до нормы, то есть посередине между отметками «мин» и «макс».
Откачка масла через щуп Рекомендуем также прочитать статью о том, как лучше сливать масло из двигателя, путем слива через поддон или путем откачки на аппарате через щуп. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах каждого способа замены масла в двигателе.
Напоследок отметим, что также не следует исключать вероятность того, что фильтр может быть бракованным, имеются проблемы с резьбой в месте установки фильтра, на пробке, в сливном отверстии и т.п.

В таких случаях лучше обратиться к квалифицированным специалистам, так как без надлежащего опыта и инструментов решить подобные проблемы самостоятельно может оказаться весьма затруднительно.

Похожие статьи
  • Замена масла через щуп или слив из поддона что лучше

    Как лучше слить масло с двигателя: аппаратная замена...

    Далее сливная пробка снова откручивается, оставшемуся маслу дают время стечь из поддона. ... Откачка масла через трубку масляного щупа. Замена масла через щуп (следует уточнить, что так масло только удаляется, заливка происходит через...
  • Когда менять масло в двигателе

    Как часто нужно менять масло в двигателе

    Почему масло в моторе нужно менять, когда производить замену. ... Также смазка позволяет производить эффективную очистку масляной системы ... Дело в том, что частота замены моторного масла сильно зависит от условий эксплуатации.
  • Замена масла в двигателе

    Как поменять масло в двигателе самому

    Процедура замены масла без промывки, смена масла с промывкой двигателя. ... Следующим шагом становится прогрев двигателя до рабочей температуры, после чего необходимо открутить крышку маслозаливной горловины, снять масляный...
  • Как открутить масляный фильтр без ключа-съемника

    Как открутить масляный фильтр без ключа

    Во время проведения ТО и других операций, связанных с заменой масла или удалением смазки из ДВС, достаточно часто возникает вопрос, как открутить масляный фильтр без ключа. ... Масляный фильтр не откручивается: что делать.
  • Как откачать масло из двигателя: доступные способы

    Откачка масла из двигателя: как откачать лишнее моторное масло. Начнем с того, что не все автолюбители знают о том, что ... Причина вполне очевидна, так как о последствиях масляного голодания и работы двигателя без масла знают все.
  • Уровень моторного масла в двигателе

    Что будет, если перелить масло в двигатель?

    ...автомобилей уровень масла измеряется при помощи специального масляного щупа, на ... Распространенной ситуацией является то, что во время замены масла ... Для слива достаточно немного открутить сливную пробку на поддоне картера.