Замена пыльника ШРУСа: как поменять пыльник самостоятельно

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) является прочной и надежной деталью. При этом рабочую часть  шарнира защищает резиновый пыльник, который препятствует подпаданию влаги, грязи и песка, а также вымыванию смазки ШРУС из шарнирного соединения. 

При этом в процессе эксплуатации указанные пыльники ШРУС (пыльник ШРУСа наружный и пыльник ШРУСа внутренний) постепенно изнашиваются. Основные проблемы пыльника:

  • резина рассыхается, рвется и трескается;
  • ослабляется хомут, который удерживает пыльник и т.д.

В результате мелкие частицы и вода проникают в шарнир и быстро выводят элемент из строя. Чтобы увеличить срок службы ШРУС, за состоянием пыльников нужно следить и менять их при появлении даже малейших дефектов. Подробнее читайте в нашей статье.

Когда менять пыльник ШРУС

Замена пыльника ШРУС

Замена пыльников ШРУС необходима в том случае, если было обнаружено повреждение самого пыльника, при этом шарнир еще находится в исправном рабочем состоянии. В подобной ситуации достаточно снять старый пыльник, обновить смазку ШРУС и поставить новый пыльник гранаты.

Если же проблемы с шарниром уже начали проявляться, в этом случае замена смазки и пыльников проблему не решает. Другими словами, если ШРУС хрустит или стучит, это указывает на повреждения детали. В подобной ситуации необходимо полностью менять шарнир и ставить пыльник.

Как поменять пыльник ШРУСа: доступные способы

Пыльник ШРУС замена

Существует несколько способов замены пыльников:

  1. с разборкой;
  2. без разборки полуоси;

Первый вариант можно считать «классической» заменой. При этом основной недостаток — большой объем работ. Второй способ более предпочтителен, так как позволяет значительно упростить процесс и сократить время на выполнение работ. Что касается минусов способа, для этого нужно специальное оборудование.

Замену пыльника без снятия ШРУСа можно осуществить на автомобилях, которые имеют отдельные комплекты ШРУС (есть авто, где полуось меняется только целиком). Сама замена выполняется при помощи пневматического инструмента, который рассчитан на работу с универсальными пыльниками, обладающими повышенной эластичностью.

Вполне очевидно, что такой пневмоинструмент есть далеко не у каждого автолюбителя. Также нецелесообразно приобретать такое решение для личного пользования, так как проще обратиться на СТО, если нужна замена пыльника ШРУСа без снятия. Если же пыльник нужно поменять самостоятельно, ниже рассмотрим замену пыльника на примере внутреннего ШРУС и наружного.  

Как выбрать пыльник  ШРУС для замены

Пыльники ШРУС чехол ШРУС

Замена пыльника внутреннего ШРУСа необходима  в том случае, если поврежден пыльник, но само шарнирное соединение находится в нормальном состоянии (нет характерных стуков при проверке ШРУС под нагрузкой).

Определившись с тем, что будет меняться только пыльник, нужно выбрать подходящий кожух. Новый пыльник должен быть:

  • выполнен из гибкой плотной резины, силикона или полиуретана;
  • форма должна быть гофрированной и конусной, надежно фиксироваться хомутом;

Обратите внимание, внутренний пыльник ШРУСа отличается более сложной формой по сравнению с наружным пыльником, также он больше по размеру. Пыльник должен эффективно защищать как от внешних воздействий, так и выдерживать давление смазки внутри шарнира. Еще пыльники гранаты должен быть устойчивыми к высоким нагревам.

В целом, защитный чехол должен плотно облегать ШРУС (без зазоров), отличаться упругостью и эластичностью, сохранять свою форму  под нагрузками, обладать высокой стойкостью к износу, а также выдерживать перепады температур (высокий нагрев и морозы).

При подборе оптимально выворачивать одну из складок нового пыльника наружу, чтобы провести визуальную оценку. В норме не должно быть трещин, расслоений, изменения цвета и т.д.

Как заменить пыльник наружного ШРУСа

Пыльник ШРУС наружный замена

В качестве примера рассмотрим замену пыльника ШРУС на ВАЗ 2114. Первое, внешний пыльник повреждается намного чаще, чем внутренний. Причина — он располагается ближе к ступице и испытывает больше негативных воздействий.

Для выполнения  работ потребуется набор ключей (рожковые, накидные, головки), щетка по металлу, молоток, домкрат, а также новый пыльник и смазка ШРУС-4. Теперь можно приступать к замене:

  • сначала авто загоняется на яму;
  • дальше включается первая передача;
  • машину поддомкрачивают и снимают колесо;
  • затем откручивается гайка крепления ступицы и снимается шайба под ней;
  • дальше в подготовленную емкость сливается масло из КПП;
  • затем нужно открутить два болта крепления нижней шаровой опоры к ступице.
  • теперь руль следует выкрутить до упора в ту сторону, где производится ремонт (необходимо, чтобы привод полностью сместился во внутреннем ШРУСе);
  • дальше ступица снимается со шлицов приводного вал;.
  • теперь выполняется полное снятие привода;
  • чтобы снять привод, между корпусом КПП и внутренним шарниром вставляется монтировка, при помощи которой вытягивается вал из КПП и привод снимается.

Кстати, чтобы не сливать масло из КПП, некоторые пробуют выбить внешнюю гранату, не снимая внутренний ШРУС (снимаются хомуты пыльника и пыльник режут). Для этого нужно зажать вал привода в тисках, чтобы привод не мог сдвигаться на внутреннем шарнире. Затем помощник сбивает ШРУС, простукивая по внутренней обойме шарнира. Обратите внимание, данный способ применять не рекомендуется! 

Сняв привод, необходимо выполнить очистку от грязи, также можно заменить сальник КПП. ШРУС протирается от старой смазки и сбивается. Параллельно проверяют общее состояние стопорного кольца на конце вала. Далее  ШРУС моют в бензине, затем набивается смазка и новый пыльник одевается на вал, после чего ШРУС набивается молотком через деревянную проставку.

Смазка набивается перед натягиванием пыльника на ШРУС, смазочный материал наносят внутрь пыльника и внутрь шарнира. Для смазки используют ШРУС-4. Затем пыльник фиксируется хомутами. Завершающий этап — обратная сборка.

Обратите внимание, если пыльники меняются с двух сторон,  нельзя извлекать приводы одновременно. Это может привести к смещению шестерен внутри КПП. Если это произойдет, поставить приводы на место будет очень сложно.

Пыльник внутреннего ШРУС: замена

Внутренний пыльник ШРУС замена

Замена пыльника внутреннего ШРУСа не является сложной процедурой и может быть выполнена в условиях обычного гаража своими руками. Для того чтобы поменять чехол, потребуется выполнить следующие действия:

  • затянуть ручник, поставить рычаг КПП на первую передачу или положение P для коробки-автомат;
  • установить противооткатные упоры под колеса на задней оси, поднять автомобиль на домкрате и снять колесо со стороны, где будет меняться пыльник;
  • снять тормозной суппорт с диска, снять тормозной диск, далее снимается ступица, а также шаровая опора;
  • на некоторых авто можно поменять пыльник без снятия полуоси, однако в подавляющем большинстве случаев полуось нужно будет снимать;
  • выполнив демонтаж, нужно выполнить снятие хомутов пыльника, стянуть пыльник со стакана, а также извлечь стопорное кольцо;
  • следующий шаг — достать обойму ШРУС с шариками, почистить шарики от остатков старой смазки и набить свежую смазку в шарнир;
  • теперь нужно поставить обратно обоймы с шариками и закрепить стопорное кольцо;
  • завершающий этап сводится к тому, что потребуется установить новый пыльник и закрепить хомут, после чего проверяется надежность его фиксации.
    Стук в подвеске при езде по неровностям Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стучит в подвеске при езде по неровностям. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах стука в подвеске.
Обратите внимание, для замены смазки ШРУС нужно использовать только подходящий для таких задач смазочный материал. Использование неподходящей смазки может вывести ШРУС из строя или значительно сократить ресурс детали.

 

Рекомендации

Часто бывает так, что водитель обнаруживает разрыв пыльника ШРУС прямо в дороге. При этом движение на большие расстояния с порванным пыльником может стать причиной быстрого повреждения детали (особенно если дорога мокрая).  

Чтобы сохранить ШРУС и доехать до места ремонта  необходимо срочно принимать меры. Как правило, для этого достаточно иметь под рукой полиэтиленовый пакет, а также проволоку или веревку. Еще желательно подготовить какую-либо консистентную смазку.

Проверка ШРУС Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки неисправности ШРУС позволяют точно определить проблему с наружными и внутренними шарнирами. Из этой статьи вы узнаете, как проверит ШРУС внутренний и наружный.

Для решения проблемы потребуется:

  • поднять автомобиль на домкрате;
  • убрать остатки вытекшей смазки;
  • заполнить смазкой прорванный пыльник;
  • обернуть пыльник пакетом;
  • затянуть проволокой или веревкой, приходясь по каждой бороздке пыльника.
Также, если нет веревки и пакета, можно использовать обычный скотч. Такое решение позволит добраться до места ремонта без рисков повредить ШРУС и вывести дорогостоящий узел из строя по причине разрыва пыльника.

Добавим, что в рамках ТО каждые 10-15 тыс. км важно проверять состояние пыльников ШРУС, так как замена пыльника наружного или внутреннего может потребоваться абсолютно неожиданно.

По этой причине необходимо регулярно проверять защитные пыльники ШРУСов, чтобы увеличить ресурс наружных и внутренних гранат.  Как правило, именно регулярный осмотр позволяет выявить проблемы с пыльниками на ранней стадии, то есть еще до появления хруста и стуков.