В устройстве автомобиля для защиты отдельных деталей и элементов от попадания воды, грязи и мелкого абразива используются пыльники. Также пыльник позволяют защищать от смывания и загрязнения консистентную смазку, которая наносится в местах подвижных соединений. Как правило, в автомобиле можно выделить:
- пыльник ШРУС;
- пыльник шаровой опоры;
- пыльник рулевой рейки.
Важно понимать, что в процессе эксплуатации авто пыльники могут деформироваться, растрескиваться и т.д. При этом порванный пыльник будет означать, что грязь и вода начинают проникать в незащищенные участки, быстро выводя отдельные элементы из строя. По этой причине ездить с порванными пыльниками на автомобиле не рекомендуется. За состоянием пыльников нужно следить, а также своевременно выполнять замену изношенных и поврежденных элементов. Подробнее читайте в нашей статье.
Пыльник: для чего нужен
Пыльник в автомобиле — защитный элемент, который преимущественно устанавливается для защиты подвижных соединений. С учетом целого ряда требований к такой детали, пыльник должен быть эластичным, прочным, устойчивым к перепадам температур, механическому воздействию, воздействию различных химических веществ (например, дорожных реагентов) и т.д.
Чтобы в полной мере соответствовать всем требованиям, пыльники изготавливаются из резины. Также сегодня можно встретить решения, когда вместо резины используется силикон. В целом, средний срок службы резинового пыльника составляет около 100 тыс.км, силиконовые аналоги могут выхаживать до 150 тыс. км. пробега.
Такой чехол не позволяет воде, пыли и мелкому абразиву попадать внутрь подвижных соединений в устройстве подвески и рулевого механизма автомобиля. Также пыльники можно встретить и на других деталях, где попадание пыли, грязи или воды может стать причиной выхода того или иного элемента из строя.
Последствия езды с порванным пыльником
Как правило, наиболее сильно подвержены износу те детали автомобиля, на которые постоянно попадает вода, дорожные реагенты и т.д. По этой причине отдельно следует выделить ШРУСы, шаровые опоры, а также места соединений рулевых тяг с валом в корпусе рулевой рейки.
- Чтобы понять, можно ли ездить с порванным пыльником ШРУС, достаточно вспомнить про подшипники в устройстве ШРУСов. Не трудно догадаться, что попадание воды в «гранату» приведет к вымыванию смазки ШРУС, далее начинается сухое трение и усиленная коррозия. Если к этому добавить песок, действующий в качестве абразива, в подобных условиях срок службы ШРУС сильно сокращается. Результат – сначала «граната» хрустит, далее ШРУС начинает стучать, после чего может произойти полное разрушение данного элемента.
- Что касается шаровой опоры, данная деталь фактически является шарниром. При этом шаровые опоры испытывают достаточно серьезные нагрузки. Если происходит разрыв пыльника шаровой, пыль, влага, песок и грязь быстро разрушают сферический наконечник.
В результате шаровая опора сильно изнашивается изнутри, ресурс сразу сокращается практически до ноля. Как правило, с поврежденными пыльниками шаровые стучат уже через 300-500 км. пробега по мокрой дороге. Если же до разрыва деталь уже отходила какое-то время, выход шаровой из строя может произойти и раньше. При этом когда «палец» шаровой начнет болтаться в своем корпусе, повышаются риски его выпадения. Если шаровая развалится, колесо автомобиля может попросту отпасть, что представляет большую опасность.
- Порванный пыльник рулевой рейки будет означать, что влага и грязь будут попадать внутрь корпуса и воздействовать на вал рейки. На начальном этапе начинается коррозия, далее разрушаются сальники и уплотнители. Если рулевая рейка с ГУРом, возникают утечки рабочей жидкости, что потребует ремонта рулевой рейки или полной ее замены. В отдельных случаях работа без масла в ГУР также может вывести из строя насос гидроусилителя.
В любом случае, езда с порванным пыльником рулевой рейки неизбежно приведет к тому, что рулевая рейка достаточно быстро выйдет из строя. По этой причине необходимо отказаться от эксплуатации авто до момента полного восстановления пыльников.
Полезные советы
На любом автомобиле необходимо проверять состояние пыльников каждые 20-30 тыс. км. пробега. Выполнять проверку необходимо даже при полном отсутствии каких-либо признаков неисправности тех или иных элементов, которые указанные пыльники защищают.
В рамках диагностики нужно внимательно осмотреть каждый пыльник на ШРУСах, а также на рулевой рейке и шаровых опорах. В норме, на пыльниках не должно быть трещин, разрывов и других дефектов. Также важно, чтобы пыльник не пересыхал, то есть сохранялась его эластичность. Не лишним будет проверить и надежность фиксации самих пыльников, так как специальные хомуты, которыми они фиксируются, могут повреждаться, растягиваться и т.д. При нормальной установке пыльник не должен болтаться.
По этой причине некоторые специалисты рекомендуют иногда снимать пыльники для осмотра деталей, особенно если есть подозрение на неисправность или нарекания на качество работы отдельного элемента или механизма.
Если было обнаружено, что пыльник порван, необходимо осмотреть соединение под пыльником. Если уже видны повреждения и коррозия, такую деталь нужно заменить или, как минимум, отреставрировать, так как проблемы будут прогрессировать и все равно потребуется замена/ремонт. Если же видимых дефектов нет, можно попробовать восстановить смазку (например, смазка ШРУС), после чего установить новый пыльник.
В результате через достаточно небольшой промежуток времени (около 1000 км. пробега) может потребоваться полная замена / ремонт дорогостоящих деталей (рулевой рейки, ШРУСов и т.д.). При этом такие детали до разрыва пыльников могли иметь минимальный износ или быть практически новыми, однако разрыв пыльников неизбежно выведет их из строя в самые короткие сроки.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что долго ездить с порванными пыльниками настоятельно не рекомендуется. Если пыльник немного треснул, допускается движение до места ремонта, однако о длительной эксплуатации автомобиля речь не идет. Данная рекомендация в полной мере распространяется как на пыльники ШРУС или рулевой рейки, так и на шаровые опоры.