Наличие кондиционера в автомобиле предполагает необходимость планового дополнительного обслуживания системы кондиционирования. Также нельзя исключать возможные неполадки, сбои и неисправности. По этой причине за состоянием кондиционера в авто и его работоспособностью нужно следить, также важно проверить кондиционер в машине при покупке автомобиля с пробегом.
В норме, исправный автомобильный кондиционер должен:
- быстро включаться;
- не издавать посторонних звуков во время работы;
- эффективно нагнетать холодный воздух в салон.
Такие признаки четко указывают на необходимость обслуживания и/или ремонта автокондиционера, что потребует дополнительных расходов. По этой причине нужно знать, как проверить кондиционер в машине. Подробнее читайте в нашей статье.
Устройство автомобильного кондиционера и принцип работы
Система кондиционирования в автомобиле представляет собой герметичный замкнутый контур. Внутри системы циркулирует хладагент (фреон), также имеется небольшое количество холодильного масла для смазки подвижных элементов. Основными деталями системы являются:
- компрессор кондиционера;
- теплообменник кондиционера (конденсатор);
- испаритель;
- расширительный клапан;
- управляющая электроника;
Именно на том участке, где происходит испарение фреона (в области установки испарителя), пропускается поток воздуха, который очень быстро охлаждается, после чего попадает в салон автомобиля для создания комфортной температуры для водителя и пассажиров.
Как самому поверить автокондиционер
Понимание того, как работает кондиционер в машине, позволяет выполнить проверку данной системы. Конечно, без профессионального оборудования комплексную диагностику провести не получится, однако проверить общую работоспособность и выявить серьезные неисправности можно даже в рамках быстрой проверки кондиционера на машине своими руками.
Итак, чтобы проверить работоспособность автомобильного кондиционера, нужно знать, как проверить автомобильный кондиционер правильно. Сразу отметим, что недобросовестные продавцы б/у автомобилей могут заявлять, что кондиционер исправен и работает, но нуждается в заправке фреоном.
На самом деле, это уже говорит о проблемах, как минимум, утечке и разгерметизации системы. При этом часто под видом необходимости дозаправки автомобильного кондиционера фреоном зачастую скрываются более серьезные неполадки: выход из строя компрессора кондиционера, серьезные повреждения магистралей и другие поломки.
Учитывая такие нюансы, автомобильный кондиционер нужно проверять. В рамках диагностики нужно сначала выполнить внешний осмотр системы. Оптимально иметь фонарик, а также диагностическое зеркало для осмотра труднодоступных участков. Если такого зеркала нет, можно использовать режим видеосъемки на смартфоне, после чего просмотреть записанное видео.
Диагностика автомобильного кондиционера
Итак, первым следует оценить состояние радиатора кондиционера. Указанный радиатор установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Как правило, именно он страдает от ударов камнями. На таком радиаторе не должно быть явных дефектов (повреждения сот), трещин, а также масляных и других потеков.
- Следующий шаг – осмотр трубок. Не должно быть потеков, заломов, трещин. Особенно внимательно нужно осматривать места соединений. Кстати, наличие следов пайки, а также слизанные или сорванные головки болтов и крепежных гаек могут указывать на проблемы с герметизацией или быть следами недавнего ремонта.
- Проверку наличия фреона в системе можно выполнить, нажав при помощи какого-либо тонкого предмета на золотник магистрали низкого давления. Если фреона в системе нет, через золотник ничего не будет выходить.
Если при визуальном осмотре подкапотного пространства ничего не выявлено, все компоненты системы стоят на своих местах, а также к их целостности нет претензий, можно переходить к проверке работоспособности кондиционера.
Щелчок происходит по той причине, что когда компрессор кондиционера не задействован, прижимная пластина не крутится, то есть приводной ремень вращает шкив, но компрессор не крутится. После нажатия кнопки кондиционера в салоне, происходит примагничивание прижимной пластины к шкиву, что заставляет компрессор вращаться.
При этом так происходит не на всех автомобилях. Например, есть модели машин, где включение компрессора кондиционера реализовано несколько иначе и щелчка не будет. Например, можно встретить конструкцию, где прижимная пластина постоянно вращается, включение происходит внутри системы. Также не на каждой машине будут срабатывать вентиляторы.
Так или иначе, на кнопке в салоне должен гореть индикатор, указывающий на то, что автомобильный кондиционер включен. Обратите внимание, если компрессор подключается, это уже само по себе зачастую указывает на то, что компрессор кондиционера находится в рабочем состоянии. Дело в том, что если система не имеет фреона, управляющая электроника не дает компрессору подключиться, то есть система не работает.
На что еще обратить внимание при проверке климатической установки в машине
При этом общая работоспособность системы еще не означает, что она способна выходить на максимально возможную производительность. Чтобы исключить неполадки, после подключения компрессора нужно проверить магистрали системы под капотом.
- Первой нужно обнаружить алюминиевую магистраль, которая идет из салона на компрессор. Указанная трубка из алюминия после включения компрессора должна стать холодной, что легко проверяется тактильно. Важно понимать, что чем холоднее эта трубка, тем выше производительность системы.
- Далее нужно проверить магистраль, идущую от компрессора на радиатор. Эта трубка должна ощутимо нагреться. Осторожно! Если наружная температура воздуха высокая, трубка может быть слишком горячей, при поверке можно обжечь руки.
- Также следует проверять температуру тонкой трубки, которая идет от радиатора в салон машины. Указанная трубка не должна полностью холодной, но и не должна сильно греться. Сильный нагрев этой магистрали укажет на проблемы с давлением фреона (давление слишком высокое) или же неисправностях, связанных с охлаждением системы (загрязнен радиатор кондиционера, недостаточная эффективность или отказ электрического вентилятора и т.д.). Рекомендуем также прочитать статью о том, как почистить кондиционер в машине. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах очистки автомобильного кондиционера, что делать, если из кондиционера в машине идет неприятный запах, чем и как правильно чистить кондиционер в автомобиле и т.д.
Если нет замечаний, компрессор кондиционера не гудит и воет, также проверка не выявила отклонений от нормы, тогда нужно пройти в салон и убедиться, что из воздуховодов идет холодный воздух. Специалисты рекомендуют заранее запастись простым бытовым термометром и сделать замер температуры воздуха на выходе.
Если температура воздуха из дефлекторов выше, это указывает на снижение производительности системы, загрязнение фильтра салона, недостаток фреона или неполадки в самом кондиционере. Если же показатели в норме, можно говорить о нормальной работоспособности кондиционера в автомобиле.
Подведем итоги
Как видно, проверить кондиционер в машине своими руками можно без специального оборудования. При этом можно отметить, что среди косвенных основных признаков, указывающих на определенные неполадки, следует выделить потеки (как масляные, так и белесого цвета). Указанные потеки можно обнаружить на магистралях, в местах соединений трубок и т.д. Кстати, даже при наличии потеков система может быть вполне работоспособной.
Если же кондиционер в авто плохо холодит даже после недавней дозаправки, это может указывать на определенный износ компрессора и снижение производительности системы. В этом следует быть готовым к тому, что в скором времени компрессор кондиционера потребует замены.
С учетом цены на компрессор кондиционера автомобиля, а также расходов на обслуживание и ремонт системы, любые неисправности могут быть весомым основанием для аргументированного торга при покупке б/у автомобиля с пробегом на вторичном рынке.