В коробке передач, как и в двигателе, время от времени требуется обновлять или полностью менять масло. Чтобы не навредить агрегату, нужно знать следующее: что лучше лить в КПП и какой подобрать аналог, если нет той трансмиссионной жидкости, которая указана в техническом руководстве автомобиля. В этом поможет классификация трансмиссионных масел.
Содержание статьи
Функции масла в КПП
Коробка передач любого автомобиля – это сложное устройство, в котором имеется множество шестеренок, расположенных на вращающихся валах. Во время включения той или иной передачи соответствующие шестеренки входят во взаимодействие между собой. При этом они вращаются на высоких скоростях.
Однако не всегда для работы трансмиссии требуется специальное масло. Например, во многих переднеприводных автомобилях, в частности, в современных ВАЗах, используется моторное масло. А в коробках-автоматах используют специальную маслообразную жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), которая представляет собой смесь из масла и специальных добавок, присадок. Хотя в обиходе АТФ часто имеют название трансмиссионные масла АКПП.
Как выбрать трансмиссионное масло
Самый лучший способ выбора трансмиссионного масла МКПП и АКПП заключается в том, чтобы посмотреть рекомендации производителя машины в техническом руководстве. Если же такой возможности нет, то первым критерием выбора станет то, какая именно трансмиссия установлена на автомобиле: автоматическая или механическая. Также рекомендуется учитывать тип привода (передний или задний).
Иными словами, это минимальная температура для запуска двигателя. Вторая цифра (уже после буквы) указывает на вязкость при нагретом двигателе. Чем выше цифра, тем гуще масло. Важно помнить, что цифры не обозначают температуру напрямую. Только условно. На примере масла для двигателя: 10W-40 соответствует температурному диапазону от минус 20 до плюс 35 градусов по Цельсию.

В случае с коробкой, все эти данные содержит таблица вязкости трансмиссионных масел по температуре — SAE J306. Здесь имеется шесть классов вязкости: 75W, 80W, 85W, 90, 140, 250. При этом буква W в данном случае обозначает зиму (winter), то есть, соответствует сезонным видам масел для холодного времени года. Остальные три класса – «летние». А вот если обозначение содержит цифру с буквой и еще одну цифру, как было описано выше, то это уже всесезонный продукт, то есть сочетающий в себе свойства и зимнего и летнего масла.
Из этих обозначений можно узнать, содержит ли масло присадки и какие, а также где оно применяется. К слову, GL-1 – это минеральное масло без каких-либо добавок и присадок. Необходимо помнить, что использование трансмиссионных масел и жидкостей более низкой категории, чем та, которая рекомендована производителем автомобиля, приводит в лучшем случае к сокращению срока службы коробки передач, а в худшем – к полному выходу ее из строя.
Что в итоге
Трансмиссионные масла классифицируются по двум показателям: вязкость и эксплуатационные свойства. Первый указывает на температурный диапазон применения, а второй – на содержащиеся присадки и добавки, а также на область применения.
