Сход — развал (развал — схождение) колес автомобиля представляет собой процедуру регулировки углов установки колес автомобиля. Если просто, колеса выставляются в определенном положении (строго под определенным углом) относительно рекомендуемых параметров применительно к той или иной модели автомобиля.
Развал — схождение нужно делать в следующих случаях:
- протектор шины стал неравномерно изнашиваться;
- после ДТП (геометрия может нарушаться);
- в результате сильных ударов при наезде на препятствия;
- после попаданий в ямы (особенно если это привело к повреждениям шин и/или дисков);
- изменилась курсовая устойчивость автомобиля, ухудшено рулевое управление;
- снижена эффективность торможения при заведомо исправной тормозной системе;
- после ремонта подвески (замена рычагов, шаровых, рулевых наконечников, ШРУС и т.д.);
Также добавим, что даже при отсутствии каких-либо повреждений подвески и других дефектов, опытные специалисты настаивают на том, что развал-схождение нужно делать каждые 15-20 тыс. км пробега. Причина — при активной эксплуатации авто углы установки колес могут постепенно изменяться. Подробнее о том, почему и когда нужно делать сход-развал, читайте в нашей статье.
Что такое развал-схождение колес
Итак, развал – это угол между плоскостью вращения колес и прямой вертикалью. Простыми словами, под развалом понимается угол отклонения колес от вертикали. Развал может быть положительным и отрицательным.
- Положительный развал – это когда колеса своей верхней частью как будто «выпадают» наружу от вертикальной оси, то есть, реализован наклон верхней части колеса от кузова автомобиля.
- Отрицательный развал – это когда верхняя часть колеса «завалена» внутрь от вертикальной оси, то есть наклон колеса идет в сторону кузова автомобиля.
Что касается схождения колес – это угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением автомобиля. Как и развал, схождение колес также может быть положительным и отрицательным.
- Положительное схождение — колеса передней частью ближе по отношению друг к другу, чем задней частью;
- Отрицательное схождение — задние части колес располагаются ближе относительно друг друга по сравнению с передними частями.
Обратите внимание, именно неправильное схождение колес оказывает наибольшее влияние на износ шин автомобиля. На практике, резина не так сильно изнашивается, если имеются проблемы с развалом, однако нарушенное схождение колес приводит к значительно ускоренному износу покрышек.
Развал-схождение колес: на что влияет и возможные проблемы
Существует большое количество различных автомобилей с разным типом шасси. На одних моделях сход-развал может регулироваться на всех 4-х колесах (модели с независимой многорычажной подвеской), на других только на передней оси, если сзади установлена балка. Также стоит отметить, что на многих современных авто с передним приводом углы развала выставлены с завода и не регулируются, при этом доступна регулировка схождения.
Так или иначе, от углов установки колес напрямую зависят следующие показатели:
- устойчивость автомобиля и его управляемость, эффективность торможения;
- сход-развал сильно влияет на ездовые характеристики, износ деталей подвески и шин;
- при сбитых углах установки колес сокращается ресурс элементов ходовой части и т.д.
В результате водитель должен постоянно подруливать, так как машина «рыскает», появляются уводы, устойчивость при активном маневрировании сильно ухудшается, при активном торможении сложно предсказать поведение автомобиля.
Еще добавим, что в ряде случаев с нарушенными углами установки колес может увеличиваться расход топлива. Не лишним также будет еще раз напомнить об ускоренном и зачастую неравномерном износе покрышек, а также деталей подвески, рулевого управления и т.д.
Когда делать развал-схождение
Сразу отметим, развал-схождение нужно делать регулярно. При этом данная процедура обязательна даже в том случае, если никакого ремонта ходовой части не производилось. Обычно рекомендуется проверять углы установки колес каждые 15 тыс. км, если нет никаких других предпосылок для выполнения данной процедуры безотлагательно.
Если сам автомобиль в норме, чтобы понять, когда ехать на развал, стоит руководствоваться простым правилом – сход развал делается после каждой смены резины по сезону. При этом бывает так, что сход-развал нужно делать раньше (обычно на это указывает неравномерный износ шин), так как эксплуатация автомобиля по плохим дорогам приводит к тому, что углы установки колес сбиваются быстрее.
- Идем далее. Попадание в глубокие ямы, наезд на препятствия с высокой скоростью, ремонт ходовой части, ДТП или установка дисков и покрышек другого диаметра будут означать, что нужно ехать на развал-схождение. Даже если никаких явных признаков необходимости данной процедуры нет, углы установки колес все равно нужно проверять.
Дело в том, что даже незначительные отклонения от нормы все равно будут означать, что водитель эксплуатирует авто с нарушенные настройками подвески. В свою очередь, проблемы с развалом могут быть незаметны в городе, однако на высокой скорости при езде по трассе проявятся в полной мере.
Как показывает практика, одним из явных признаков проблем с развал-схождением автомобиля можно считать ускоренный износ резины и неравномерный износ шин. В случае, когда углы установки колес сильно отклоняются от нормы, даже новая покрышка может износиться буквально за 500-1000 км пробега.
Еще можно определить, что на автомобиле нужно регулировать сход-развал, по следующим признакам:
- в поворотах даже на небольшой скорости покрышки визжат;
- при движении по ровной и прямой дороге руль стоит неровно;
- если отпустить руль, машину тянет влево или вправо.
Знание того, как определить, что на автомобиле неправильно отрегулирован сход-развал колес, зачастую позволяет своевременно выявить отклонения от нормы, а также избежать аварийных ситуаций и преждевременного износа ходовой части автомобиля. По этой причине рекомендуется уделять повышенное внимание рассмотренным выше признакам при эксплуатации автомобиля.
Когда обязательно и не обязательно делать сход-развал
В процессе эксплуатации авто достаточно часто приходится выполнять ремонт ходовой части, трансмиссии и т.д. С учетом того, что развал-схождение нельзя назвать самой дешевой процедурой, многие автолюбители интересуются, после каких работ обязательно делать сход-развал.
Среди основных работ, которые требуют выполнения развала-схождения по окончании, можно выделить:
- замену шаровых опор;
- замену рулевых наконечников;
- замену ШРУС.
Начнем с шаровых опор. Дело в том, что они определяют положение колеса, что и обязывает сделать сход-развал после их замены. Даже если развал-схождение регулировалось ранее, важно понимать, что старые шаровые имели люфт. Это значит, что с новой шаровой опорой люфт будет минимальным, изменится угол наклона колеса.

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) сам по себе не влияет на углы установки колес, однако в процессе его замены специалистам требуется откручивать крепление рулевого наконечника или шаровой опоры для снятия ШРУСа. Вполне очевидно, что после обратной сборки углы установки колес будут нарушены, нужно сделать сход развал.
- Теперь рассмотрим ситуации, когда сход-развал делать не нужно. Как показывает практика, некоторые автосервисы могут навязывать некоторые дополнительные операции и услуги без реальной необходимости. В результате владельцу приходится доплачивать за развал-схождение, при этом выполнение данной процедуры требуется не всегда.
Развал схождение не обязательно делать после:
- замены амортизаторов;
- замены стабилизаторов;
- замены шин.
Как правило, для замены амортизаторов нет необходимости трогать рулевые тяги, шаровые опоры и другие элементы, которые в результате снятия и смещения могут привести к изменению углов установки колес автомобиля. То же самое можно сказать о стабилизаторах, так как их замена на связана со снятием элементов подвески и рулевого управления, оказывающих влияние на развал-схождение колес.
Однако добавим, что многие опытные водители все равно предпочитают заезжать на развал-схождение после замены резины по сезону. Дело в том, что после зимнего или летнего периода углы установки колес могут сбиваться и отклоняться от нормы сами по себе (попадание в ямы, износ деталей подвески, увеличение люфтов в шаровых опорах, проседание сайлентблоков и т.д.). По этой причине, если есть такая возможность, диагностика ходовой части автомобиля, а также корректировка углов установки колес лишней не будет.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что диагностика ходовой части автомобиля должна осуществляться регулярно. При этом кроме состояния подвески и рулевого управления, также предельно важно контролировать углы установки колес автомобиля.
Развал и схождение колес необходимо проверять каждые 15-20 тыс. км, а также корректировать углы установки колес при такой необходимости. Делать сход-развал в обязательном порядке нужно в том случае, если производилась замена тех элементов рулевого управления или подвески, которые мы рассматривали выше в рамках данной статьи.
Также отдельное внимание следует уделять появлению тех или иных признаков, которые также прямо или косвенно указывают на проблемы, связанные с неправильно выставленным развал-схождением колес.

Напоследок отметим, что при покупке б/у автомобиля одним из способов быстрой проверки геометрии и состояния подвески можно считать поездку на развал-схождение. Если на машине не удается выставить развал-схождение, при этом сама подвеска исправна, это может четко указывать на серьезные проблемы с геометрией.
Вполне очевидно, что если на машине не выставляется развал-схождение, необходимо проводить углубленную диагностику и проверку на предмет серьезных ДТП или сразу отказаться от покупки такого автомобиля на вторичном рынке.