Почему долго горит давление масла при запуске двигателя: основные причины

Давление масла в системе смазки двигателя является важнейшим показателем. По этой причине система смазки оснащена специальным датчиком давления масла в двигателе.  На приборную панель также выведен соответствующий индикатор — лампа давления масла. В норме после запуска мотора лампочка давления масла должна погаснуть через 2-3 сек. 

Однако в процессе эксплуатации автомобиля многие водители замечают, что в ряде случаев лампочка давления масла долго горит при запуске двигателя, особенно если такой запуск происходит «на холодную».  Также бывает, что лампочка давления масла моргает,  долго горит давление масла, индикатор давления масла не тухнет по 10 сек. и более.

Среди основных причин, по которым  долго горит давление масла, можно выделить:

Важно! Если лампочка давления масла долго горит, периодически загорается, моргает и т.п., необходимо как можно быстрее определить и устранить причину. Если этого не сделать и продолжить эксплуатировать автомобиль, результатом могут стать критические повреждения двигателя (вплоть до его заклинивания). Подробнее читайте в нашей статье.    

Лампочка давления масла гаснет не сразу: норма или неисправность

Долго горит лампочка давления масла лампочка масла не гаснет

Как уже было сказано выше, лампа давления масла является индикатором, который загорается в том случае, если давление масла в системе снижается. Сразу отметим, что после запуска двигателя «на холодную» лампочка должна гореть 2-3 секунды, это является нормой.  Причина — за время простоя масло стекает в поддон картера двигателя, на деталях остается только тонкая масляная пленка.

В момент пуска мотора стартером и в первые секунды после запуска масляному насосу требуется время, чтобы нормализовать давление в системе смазки. В результате на разных автомобилях лампа масла после запуска « на холодную» может гореть чуть дольше или чуть меньше (например, 5 сек.), что вполне допустимо.  

При этом после прогрева двигателя  и выхода на рабочие температуры, то есть при последующих пусках ДВС «на горячую», лампочка давления масла гаснет намного быстрее, так как масло не успевает полностью стечь в поддон за небольшие промежутки времени, а также разжижено от нагрева. В этом случае лампа давления масла при запуске загорается и гаснет быстрее (через 0.5-1 сек). Это также абсолютно нормально и не указывает на какие-либо проблемы.     

Поводом для беспокойства можно считать явные отклонения от нормы, когда лампа давления масла стала гореть заметно дольше, чем раньше, как «на холодную», так и «на горячую». Более того, может быть так, что при холодном пуске все нормально, при этом давление масла загорается уже после прогрева. Встречается и противоположная ситуация, когда давление масла долго горит на непрогретом моторе, затем лампочка гаснет по мере прогрева силового агрегата.

Часто такие симптомы проявляются после определенных манипуляций. Это может быть связано с заменой масла, заменой масляного фильтра, промывкой системы смазки и т.д. Также особого внимания требуют ситуации, когда в двигателе возникли посторонние шумы и стуки, при этом горит лампа давления масла или долго не гаснет.  Давайте разбираться.  

Если долго горит лампочка давления масла: на что обратить внимание

Почем лампочка масла не гаснет долго горит

Итак, если возникла какая-либо неисправность, лампочка давления масла горит долго (от 8-10 сек. и более) или не тухнет совсем, то есть горит постоянно. В этом случае нужно провести комплексную диагностику, чтобы точно определит причину. При этом целый ряд неисправностей можно определить самостоятельно, то есть без посещения автосервиса.  

  1. Сначала требуется проверить уровень масла в двигателе и его состояние. Масло должно быть по уровню между отметками «min» и «max» на щупе, также по состоянию оно не должно слишком густеть и терять свою текучесть или наоборот, быть чересчур жидким и буквально стекать со щупа. Не допускается наличие металлической стружки в масле, явного запаха топлива или попадания антифриза в систему смазки. 

Кстати, на машинах с электронным щупом, то есть когда нет возможности физически проверить уровень масла, может появиться надпись «Check Engine Oil Level» и загорается красная масленка на панели приборов. Это говорит о том, что уровень масла низкий. Также может гореть желтый значок масла на панели приборов (желтая масленка). Так вот, этот значок означает, что уровень масла в пределах нормы, но давление в системе смазки низкое.

Так или иначе, важно убедиться, что само масло в двигателе залито по уровню, нет его утечек, а также исключить попадание в моторное масло антифриза или горючего. Например, если форсунки льют топливо, горючее попадает в моторное масло из цилиндров. В свою очередь, это может стать причиной сильного разжижения моторного масла и падения давления.

То же самое можно сказать об антифризе. Если охлаждающая жидкость попадает в масло (пробой прокладки, трещины в БЦ или ГБЦ), это значительно ухудшает свойства смазочного материала. По этой причине параллельно с уровнем масла следует проверять и уровень охлаждающей жидкости, а также произвести оценку ее состояния.       

  1. Если с моторным маслом, его состоянием и уровнем все нормально, следует обратить внимание на то, когда менялся масляный фильтр при замене масла, а также какое качество у самого установленного фильтра. Фактически, масляный фильтр состоит из бумаги, размещенной слоями в стальном корпусе. Также фильтр имеет клапан, который срабатывает при росте давления масла, проходящего через фильтр.

Это нужно в том случае, если фильтр загрязняется, при этом масло не может нормально через него проходить. Чтобы не допустить масляного голодания двигателя, клапан открывается, масло начинает циркулировать напрямую, то есть в обход фильтрующего элемента в корпусе.

При этом на практике можно столкнуться с разными проблемами:

  • течь масла из-под самого фильтра (масло стекает наружу);
  • обратный клапан масляного фильтра неисправен, масло вытекает в поддон.
  • клапан фильтра не открывается, мотор испытывает масляное голодание;

Если в первом случае  утечки могут привести к снижению уровня масла и падению давления, во втором  масло остается в системе, но вытекает из корпуса фильтра обратно в поддон. В норме так быть не должно и часть масла всегда остается внутри масляного фильтра. Получается, хотя уровень по щупу в норме, при запуске мотора маслонасосу приходится каждый раз закачивать масло в корпус фильтра, лампочка давления масла горит до момента, пока фильтр не заполнится и показатель давления не нормализуется.

При этом самым проблемным является третий вариант. Если по какой-либо причине пропускная способность масляного фильтра нарушена и не срабатывает клапан, позволяющий маслу циркулировать в обход фильтра, давление масла в системе падает, мотор быстро и сильно изнашивается. Так или иначе, часто решить проблему горящей лампочки давления масла можно путем замены масляного фильтра. Чтобы избегать подобных проблем в будущем, качеству масляных фильтров и своевременной их замене нужно уделять повышенное внимание.
  1. Если лампочка давления масла гаснет не сразу, при этом уровень в норме и к масляному фильтру не возникает вопросов, нужно обратить внимание на само масло, залитое в двигатель. Проблема может заключаться в неподходящем по параметрам или старом и загрязненном масле.

Следует помнить, что на давление масла в системе напрямую влияет его вязкость. Как правило, проблема чаще проявляется на холоде, так как масло густеет на морозе и маслонасосу трудно прокачать его после запуска ДВС.

Также масло в процессе эксплуатации авто может загрязняться, свойства со временем меняются, в том числе и вязкость. В результате датчик давления при работе на таком масле может срабатывать, лампочка масла будет гореть или моргать после запуска, а также допускается активация лампы давления при работе мотора в других режимах.

  1. Неисправный маслонасос, редукционный клапан масляного насоса или забитая сеточка маслонасоса также могут быть причинами проблем с давлением масла в двигателе. Существует несколько типов масляных насосов (шестеренный, роторный, вакуумного типа), при этом каждый может иметь свои характерные неисправности. В любом случае, если производительность маслонасоса упала, давления масла будет недостаточно.

Что касается редукционного клапана,  этот клапан является регулятором, который поддерживает нормальное давление масла на разных оборотах двигателя. Например, если сломалась пружина клапана маслонасоса  или сильно растянулась, сам  клапан засорился, на холостом ходу и низких оборотах давления масла будет недостаточно. При этом давление нормализуется на высоких оборотах, когда маслонасос выходит на пик своей производительности.

Что касается забитой сетки масляного насоса, в случае ее засорения масло не может нормально проходить через данный фильтрующий элемент, давления в системе смазки понижается. При этом масляный насос также активно изнашивается.

  1. Датчики уровня масла, а также датчики давления масла также могут выходить из строя. Проблема может быть как постоянной (лампочка масла горит постоянно), так и плавающей (лампочка моргает периодически). В подобной ситуации сама система смазки может быть в полном порядке, но сбои в работе электронных компонентов могут приводить к тому, что лампа давления масла будет срабатывать.
Не следует также исключать и других проблем по электронной части, так как современные авто имеют большое количество датчиков, блоков и т.д. Фактически, проблемным может оказаться как сложный элемент вроде датчика или блока, так и простой (провод, контактный разъем и т.д.). В такой ситуации оптимально обращаться к опытному автоэлектрику, который быстро локализует и устранит неисправность.
  1. Сильный износ двигателя, а также загрязнение каналов системы смазки также приводит к тому, что давление масла в системе смазки резко ухудшается. Современные двигатели отличаются малым диаметром масляных каналов, имеют в своей конструкции специальные масляные форсунки и т.д. 

Само собой, требования к качеству топлива и масла также возрастают.  Например, если залить слишком вязкое масло, оно не будет нормально прокачиваться по системе. Езда на топливе низкого качества также приведет к образованию нагара, который частично попадет в моторное масло и загрязняет его.

Если же мотор изношен (имеются задиры в цилиндрах, залегли кольца, возникли другие проблемы с ЦПГ и остальными элементами), а также неисправны какие-либо системы двигателя, масло может активно загрязняться и расходоваться на угар. В этом случае  водитель сталкивается с тем, что двигатель «жрет» масло, быстро снижается его уровень и горит лампа давления. Если мотор ест масло, причем сильно, часто единственным выходом становится капитальный ремонт двигателя или замена на контрактный мотор. 

Горит лампа масла: можно ли ехать

Горит дампа давления масла можно ли ехать

Многие автолюбители интересуются, сколько можно проехать, если загорелась лампочка давления масла. Сразу отметим, что оптимальным и наиболее правильным решением будет полная и немедленная остановка двигателя!

Далее необходимо проверить уровень масла. Если уровень понижен, важно определить причину, по которой произошло снижение уровня. Сильные течи укажут на то, что дальше ехать нельзя, так как остатки масла быстро вытекут. Если же масло в двигателе есть, но уровень масла на минимуме, при этом отсутствуют следы сильной течи, в крайнем случае, можно проехать пару-тройку километров с минимальными нагрузками на мотор.
Двигатель заклинил стуканул мотор причины Рекомендуем также прочитать статью о том, какие можно выделить основные причины заклинивания двигателя. Из этой статьи вы узнаете, почему двигатель может заклинить, какие неисправности приводят к тому, что двигатель заклинил, что делать, если двигатель «стуканул» или мотор «поймал клин», а также на что обращать внимание в рамках эксплуатации автомобиля, чтобы избежать заклинивания мотора.

Если же уровень в норме, течей нет, а само масло не вызывает нареканий в плане вязкости и состояния, в этом случае  неисправным может быть как масляный фильтр или маслонасос, так и электронные компоненты. В этом случае продолжать движение нельзя, пока не удастся точно определить причину.

Дело в том, что неисправный датчик уровня или давления масла не причинит вреда самому двигателю. В свою очередь, езда с неисправным маслонасосом приведет к тому, что износ двигателя даже после непродолжительной поездки может быть критическим. 

Подведем итоги

Как видно, если лампа давления масла не тухнет после запуска двигателя, моргает или загорается в других режимах работы ДВС, необходимо сразу же исключить  масляное голодание. Также важно помнить, что лампочка уровня масла на многих моторах часто загорается уже тогда, когда давление масла упало до предельно низкого показателя. Это значит, что мотор в этом случае неизбежно изнашивается и следует остановить силовой агрегат как можно скорее.

Исключением можно считать только проблемы, возникающие с датчиками и электронными компонентами. В этом случае срабатывания лампочки давления масла будут ложными, так как неисправность связана не с мотором и его системой смазки, а с системой контроля давления и уровня масла в двигателе. 

Еще добавим, что проблему, когда лампочка давления масла стала дольше гореть после запуска двигателя, никак нельзя игнорировать. Даже если лампа масла тухнет, например, через 15-20 секунд,  даже за такие небольшие промежутки времени двигатель сильно изнашивается. Это значит, эксплуатировать машину с подобной неисправностью дальше нельзя, необходимо как можно быстрее обнаружить и устранить причину.  Если этого не сделать, в определенный момент двигатель может заклинить.
Промывка двигателя перед заменой масла Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему смазки двигателя перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужна промывка двигателя, а также чем правильно промывать мотор перед заменой масла.

В рамках обслуживания автомобиля важно подбирать качественные «расходники» и своевременно выполнять их замену. Масляный фильтр двигателя нужно менять одновременно с заменой масла, а также подбирать для замены такие фильтры, которые полностью подходят для того или иного двигателя. Установка неподходящего фильтра может привести к тому, что возникнут течи масла, пропускная способность фильтрующего элемента может отличаться и т.д.

Также важно регулярно проверять уровень масла в двигателе (при такой возможности). Проверка уровня должна осуществляться на ровной горизонтальной поверхности, чтобы результаты проверки были наиболее точными. При этом важно корректировать уровень масла так, чтобы не превышать отметку «максимум». Заливать масло выше максимума не рекомендуется, так как перелив масла также негативно сказывается на ресурсе двигателя.