Виды трансмиссионных масел: классификация по эксплуатационным свойствам

Роль трансмиссионного масла также важна для нормальной работы автомобиля, как и роль моторного масла. Трансмиссионные масла в процессе своей эксплуатации подвергаются воздействию высоких нагрузок и высоких температур, порой достигающих предельных отметок.

Именно по этой причине к выбору трансмиссионного масла нужно относиться особенно серьезно, отдельно учитывать тип коробки передач, условия эксплуатации агрегата и ряд других условий. В этой статье речь пойдет о трансмиссионных маслах (смазочных материалах для КПП), их видах, типах и особенностях.

Масло трансмиссионное и его особенности

Трансмиссионные масла свойства

Трансмиссионное масло — тип масла,  применяемый для смазывания коробок передач.  При этом коробки передач делятся на: механические, автоматические, вариаторные и роботизированные. Для разных типов коробок нужны разные масла и жидкости.

Кроме того, все масла, которые применяются в агрегатах трения, трансмиссиях автомобилей, тракторов, дорожно-строительных машин, в редукторах, мостах, зубчатых и червячных передачах также называются трансмиссионными.

Интервалы замены масла в КПП указаны в мануале к автомобилю. В зависимости  от марки и модели интервал может составлять от 20 до 300 тысяч километров пробега. В среднем, для автомобилей с механическими  коробками передач, интервал замены составляет 40-50 тыс. километров пробега.

Для автоматических коробок, в среднем, этот показатель находится на отметке 60 тыс. км. пробега. Встречаются и такие коробки передач масло, в которых менять масло не нужно, но если такая коробка выйдет из строя, смазку необходимо будет заменить после ремонта.

Читайте также

Классификация трансмиссионного масла по вязкости

Вязкость трнасмиссионного масла

Трансмиссионное масло, смазывая детали КПП, покрывает их защитной маслянистой пленкой, тем самым уберегая от температурных и механических нагрузок.

С учетом таких особенностей состав масла должен обладать достаточным уровнем вязкости, не допуская разрушения этой маслянистой пленки.

Также трансмиссионное масло должно обладать достаточной плотностью, не зависящей от температурных перепадов. Именно плотность и вязкость определяет качество масла и называется индексом вязкости.

Существуют отдельные виды трансмиссионных масел. На степень вязкости трансмиссионного масла влияют присадки и разного рода добавки, входящие в его состав. Виды масел по составу:

  • минеральное трансмиссионное масло (масло делают из нефтепродуктов);
  • синтетическое трансмиссионное масло (масло делают с помощью синтеза, состав которого прекрасно взаимодействует с любыми присадками и добавками);
  • трансмиссионное масло полусинтетика (масло получают за счет смешивания минеральной и синтетической основы с последующим использованием добавок).

Международная классификация вязкости SAE:

  • SAE 70W (трансмиссионное масло для северных стран с рабочей температурой от -55°C);
  • SAE 75W(зимнее трансмиссионное масло с рабочей температурой от -40°C);
  • SAE 80W(зимнее трансмиссионное масло с рабочей температурой от -26°C);
  • SAE 85W (зимнее трансмиссионное масло с рабочей температурой от -12°C);
  • SAE 90 (летнее трансмиссионное масло);
  • SAE 140, SAE 250 (летнее трансмиссионное масло для специального применения);
  • SAE 75W-90, SAE 75W-140, SAE 80W-90 (всесезонное трансмиссионное масло);
  • SAE 85W-140 (всесезонное/летнее трансмиссионное масло).

Как правильно выбрать трансмиссионное масло: классификация по эксплуатационным свойствам API

Трансмиссионное масло API

Трансмиссионные масла для механических коробок согласно классификации американского нефтяного института API делятся на несколько классов и обозначаются «GL»:

  • GL-1 минеральное трансмиссионное масло без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов;
  • GL-2 трансмиссионное масло, содержащее антифрикционный компонент, используется при низких скоростях и нагрузках;
  • GL-3 трансмиссионное масло с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 и высоким содержание присадок;
  • GL-4 трансмиссионное масло с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Масло предназначено для МКПП и редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными парами при умеренных условиях эксплуатации.
Трансмиссионные масла с допусками GL-1, GL-2, GL-3 – устаревшие классы и практически не используются. Их заменяют классом GL-4. Трансмиссионное масло группы GL- 5 используют в высоконагруженных узлах, например, в мостах.

Для обеспечения более высоких противозадирных свойств и снижения трение в его состав добавляют серу. Это масло не используют  для многих механических коробок,  так как сера повышает износ синхронизаторов коробки, изготовленных из цветных металлов.

Также существует несколько типов автоматических коробок: стандартный автомат (гидротрансформатор), вариатор, однодисковый робот и автоматическая роботизированная преселективная коробка с двойным сцеплением.

Можно ли смешивать трансмиссионные маслаРекомендуем также прочитать статью о том, можно ли смешивать масла для коробки передач. Из этой статьи вы узнаете об особенностях смешивания трансмиссионных масел.
Для каждого типа такой трансмиссии применяется свое масло с определенным коэффициентом трения. При замене масла в АКПП необходимо ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя, так как в некоторых моделях автомобилей в КПП может заливаться два типа жидкостей.

На практике, при выборе масла для автоматической трансмиссии необходимо следовать таким правилам:

  • для гидротрансформаторных АКПП используют трансмиссионное масло типа ATF;
  • для вариаторов использую особое трансмиссионное масло для CVT;
  • трансмиссионное масло для роботизированных коробок передач разных производителей отличается. Например, в коробки Allshift рекомендуют масло Сastrol Bot 328 и т.д.;
  • трансмиссионное масло в роботы с двойным сцеплением каждый производитель рекомендует отдельно. Например, в некоторых модификациях Audi Q7 трансмиссия состоит из трех узлов, в каждый из которых заливается разная трансмиссионная жидкость.

При этом все трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют единой классификации, то есть стандартизацией масел занимаются сами автопроизводители.

Российские трансмиссионные масла

Российское трансмисссионное масло

В настоящее время в РФ есть несколько производителей, занимающих первое место  по производству трансмиссионных масел:

  1. Минеральное трансмиссионное масло Лукойл 80W90 ТМ-4. Лидер среди производителей в РФ. Широкий спектр применения и отличная износоустойчивость, а также антиокислительные и антикоррозийные свойства. Средняя цена 120 рублей за литр.
  2. Полусинтетическое трансмиссионное масло РосНефть Kinetic GL-4/5 SAE 75W-90. При изготовлении в полусинтетическую основу добавляется специальный пакет многофункциональных присадок от самых известных мировых производителей. Средняя цена 125 рублей за литр.
  3. Трансмиссионное масло ТНК Trans KP 80w85 GL-4. Применяется для механических коробок передач и обладает хорошими антипенными и антикорозионными свойствами. Масло выполнено с использованием специального импортного пакета присадок и гидроочищенных дистиллятных базовых масел. Смазка также может применяться во всех узлах и механизмах подвижной техники, требующих применения масел класса GL-4. 

Что в итоге

С учетом того, что трансмиссия автомобиля представляет собой довольно дорогостоящий  агрегат, необходимо своевременно обслуживать КПП, при этом желательно использовать только оригинальное или отдельно рекомендуемое производителем трансмиссионное масло.

Какое масло заливать в МКППРекомендуем также прочитать статью о том, какое масло заливать в механическую коробку передач. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и нюансах при подборе трансмиссионного масла в МКПП.
Подбирая смазку также нужно помнить, что если масло трансмиссионное дешевое, скорее всего, это будет продукт на минеральной основе. В случае с обычными МКПП  на многих отечественных и даже иностранных авто особых проблем возникать в этом случае не должно, однако срок службы такого масла на 20-40% меньше, чем у полусинтетики и синтетики.

В случае с АКПП независимо от типа экономить на трансмиссионных жидкостях (использовать дешевые аналоги) крайне не рекомендуется. Помните, использование продуктов, отличных от рекомендуемых по свойствам и качеству, может быстро вывести из строя такую коробку передач или значительно сократить плановый ресурс агрегата.

Читайте также