Троит дизельный двигатель «на холодную» и/или «на горячую»

Двигатель внутреннего сгорания

Заметное повышение вибраций или тряска, неустойчивая работа ДВС в различных режимах и появление сине-черного выхлопа дизельного двигателя может говорить о том, что дизель троит. Водитель ощущает сильную вибрацию на руле, мотор вяло реагирует на педаль газа, не развивает мощность, расходует много топлива. Это означает, что один или несколько цилиндров полностью не работают. Вторым вариантом становится работа ДВС с перебоями.

Двигатель дымит белым дымомРекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом. Из этой статьи вы узнаете о неисправностях, которые приводят к появлению белого дыма из выхлопной трубы дизеля на разных режимах его работы.

Причины троения дизельного ДВС

Двигатель троит: поиск неисправностиОтветить на вопрос, почему троит дизельный двигатель, определить причины и локализовать неисправность несколько легче сравнительно с бензиновыми агрегатами. Дизельный двигатель зачастую «троит» по двум основным причинам: отсутствие должного сжатия смеси или проблемы с подачей топлива.

Труднее определить причину в том случае, если все цилиндры работают, но дизель все равно вибрирует и работает неустойчиво. Причиной может также быть подсос воздуха, проблемы с датчиками, ЭБУ и т.д. Быстро найти такую неисправность зачастую сложно.

Главным отличием в работе дизеля является способ воспламенения топливно-воздушной смеси. Дизтопливо поджигается в цилиндре от сжатия. Другими словами, солярка самовоспламеняется. Дополнительно необходимо учитывать тот момент, когда «троение» дизеля усиливается. Дизель может троить на холодную, на горячую, в режиме холостого хода и/или под нагрузкой. Неполадка может проявляться только в каком-то конкретном узком диапазоне оборотов, возникать периодически или присутствовать постоянно.

Солярка не воспламеняется: пропала компрессия

Воспламенение топливно-воздушной смеси бензинового и дизельного двигателя

Цилиндропоршневая группа любого ДВС испытывает повышенные нагрузки. В процессе эксплуатации зазоры между деталями ЦПГ увеличиваются, так как элементы изнашиваются. Также износу подвержены и клапаны газораспределительного механизма.

Потеря возможности обеспечивать герметичность при разрушении одной из этих деталей приводит к тому, что на такте сжатия не обеспечивается должного нагрева смеси. Солярка попросту не может воспламениться.

При недостаточной  степени сжатия (потеря компрессии) дизель сильно троит после холодного пуска. В результате прогрева детали ЦПГ расширяются, уплотнение в цилиндре повышается. Разогретый дизельный двигатель трясет заметно меньше, эффект троения может полностью исчезать. Данное явление наблюдается только при условии отсутствия критического износа ЦПГ или элементов клапанного механизма.

Компрессия и степень сжатия двигателяРекомендуем также прочитать статью о том, как самостоятельно измерить компрессию дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных нюансах при локализации неисправности, а также о рекомендациях для получения точных результатов замера.

Получается, износ цилиндро-поршневой группы с нагревом мотора частично компенсируется благодаря тому, что солярка в цилиндрах самовоспламеняется благодаря росту температуры ДВС. Встречается ситуация, когда дизель троит после замены прокладки головки блока цилиндров на новую. Рабочий агрегат с износом ЦПГ в этом случае сильно троит «на холодную» и подтраивает «на горячую».

Такая неисправность объясняется тем, что новая прокладка толще сравнительно с уже отработавшей. Результатом становится понижение степени сжатия, что еще больше усугубляет уже имеющиеся проблемы с компрессией. Более толстая прокладка влияет на эффективность самовоспламенения рабочей смеси солярки и воздуха в таком моторе.

Дизель троит из-за свечей накала

Свеча накаливания

Свечи накаливания в устройстве дизельного мотора играют важную роль. Для уверенного пуска «на холодную» свечи накала подогревают камеру сгорания. Это необходимо  для того, чтобы самовоспламенение смеси воздуха и дизтоплива прошло легко при запуске. Далее свеча накала продолжает поддерживать заданную температуру в цилиндре до того момента, пока мотор окончательно не выйдет на рабочую температуру. После этого происходит автоматическое отключение свечей.

Свечи накала также косвенно участвуют в процессе распыла дизтоплива. В момент топливного впрыска струя солярки, которая подается из дизельной форсунки под большим давлением, попадает на разогретую свечу. Это помогает топливу эффективнее распыляться в цилиндре.

Солярка после контакта со свечей разлетается на мельчайшие частицы, частично испаряется,  качественнее перемешивается с воздухом. В результате полученная смесь максимально эффективно сгорает, отдавая энергию поршню. В том случае, если свеча накала неисправна, температура в цилиндре при холодном пуске окажется слишком низкой, солярка не сможет самовоспламениться.

Цилиндр окажется нерабочим, хотя в него будет поступать топливо, которое далее попадает в выпускную систему дизельного двигателя. В таком случае дизель часто дымит темно-серым или черным выхлопом. С ростом температуры ДВС топливо (при учете нормальной компрессии) начнет воспламеняться, но с перебоями. Проблема уйдет окончательно после прогрева, но с последующим холодным пуском неисправность повторится.

Неустойчивую работу дизельного двигателя после  частичного прогрева (при условии, что дизель нормально работал при холодном пуске) можно объяснить тем, что на  свечу накала не подается электрический ток в режиме  дальнейшего поддержания необходимой температуры в цилиндре. Нагревательный элемент свечи (стержень) останется холодным, дизтопливо будет попадать на него, но качество распыла заметно снизится. В таких условиях смесеобразование в камере нарушается, топливо сгорает не полностью, дизельный двигатель дымит и троит «на горячую». В таких случаях свечи накаливания подлежат немедленной замене.

Дизель трясется и дымит: проблемы с топливоподачей

ТНВД и дизельные форсунки

Если проблемы с подачей горючего, тогда дизельный мотор начинает троить по следующим причинам:

  • топливный насос не создает оптимального давления в системе топливоподачи;
  • нарушена интенсивность впрыска в результате неисправностей дизельной форсунки;

В обоих случаях распыл топлива ухудшается, смесь сгорает не полностью. ТНВД может создавать нормальное давление, но топливные форсунки подают в цилиндры разное количество топлива. Горючее в таких условиях распределяется по цилиндрам неравномерно, двигатель трясет на разных режимах работы. В случае полной невозможности прокачать через форсунку порцию солярки дизельный мотор начинает троить. Очистка, ремонт, или замена форсунок обязательно должны сопровождаться регулировкой инжекторов перед установкой на мотор.

Дизельная форсункаРекомендуем также прочитать статью о том, как осуществить чистку и регулировку дизельных форсунок. Из этой статьи вы узнаете о том, какие неисправности встречаются в процессе эксплуатации форсунок, а также о методах диагностики и устранения проблем.

Параллельно регулировать необходимо и ТНВД. Насос может быть изношен и/или неправильно отрегулирован, в результате чего создает давление, которого недостаточно для подачи необходимого количества солярки через восстановленные или замененные форсунки. Дизель может начать работать грубо, с детонацией. Замена форсунок обязательно сопровождается проверкой работоспособности ТНВД.

В случае проблем как с топливным насосом, так и с форсунками, детали нужно немедленно регулировать, ремонтировать или менять. Детонация на дизеле быстро выведет мотор из строя.

Несвоевременная подача топлива

От времени, в течение которого топливно-воздушная смесь находится в цилиндре до воспламенения, будет зависеть степень нагрева смеси. Нагрев влияет на полноценность сгорания топлива, позволяя минимизировать потери от некачественного распыла. При этом ранний момент впрыска (опережение) вызывает износ дизеля, одновременно повышая мощность агрегата. По этой причине необходимо соблюдать баланс между углом опережения впрыска и желаемой отдачей от мотора.

Регулировка ТНВДМногие ТНВД оснащены решением, которое позволяет поднять обороты дизеля при холодном запуске. Получается, впрыск солярки становится ранним. После повышения температуры ДВС обороты холостого хода снижаются до стандартных. Опережение впрыска также выходит на оптимальный показатель мощность/износ применительно к той или иной конструкции дизельного мотора.

В процессе работы мотора под нагрузкой опережение впрыска должно быть поздним (увеличенным). Это необходимо для максимально полноценного сгорания смеси в цилиндрах. Конструктивно может быть предусмотрена регулировка опережения путем изменения давления дизтоплива при подаче солярки ТНВД. Регулятор установлен на насосе, позволяя изменять опережение топливного впрыска самостоятельно. 

Если ТНВД изношен, тогда угол опережение впрыска топлива не совпадает с оборотами коленвала дизельного двигателя. Результатом становится троение двигателя. Опережение впрыска может сбиваться также по причине износа привода топливного насоса, выхода из строя редукционного клапана, забитого фильтра обратки и т.д.

Неправильно отстроенное опережение впрыска может проявляться как на определенных оборотах, так и постоянно, при работе холодного или прогретого дизеля. В этом случае мотор, который работает нормально в режиме холостого хода, троит при нажатии на педаль газа после повышения оборотов коленвала.

В ряде случаев увеличение опережения впрыска без ремонта форсунок и ТНВД позволяет добиться более стабильной работы мотора при езде. Дизельный двигатель все еще троит «на холодную», но с ростом температуры начинает работать ровно. Настроить работу ТНВД нужно так, чтобы подтраивал только холодный мотор. После прогрева дизель будет работать стабильно как в режиме холостого хода, так и под нагрузкой.

Стоит помнить, что троение и детонация не могут быть полностью компенсированы постоянными манипуляциями с опережением впрыска путем регулировки и подстройки ТНВД. Такой метод можно считать временной мерой. Продолжительная эксплуатация с явными неисправностями заметно сказывается на ресурсе дизельного двигателя. По этой причине необходимо постоянно контролировать состояние системы питания дизельного двигателя и своевременно заниматься обслуживанием и ремонтом высокоточной топливной аппаратуры дизеля.

Поделиться:

40 Комментариев

  • евгений:

    Двигатель1.3 Опель астра с ключа не заводится дерниш за ведётся двигатель цокочет и дергается потом глохнет

    • Евгений (авто-эксперт):

      Доброго времени суток! Причин для такой неисправности может быть достаточно много. Необходимо промерять компрессию по цилиндрам, работу механизма газораспределения, а также проверять ТНВД, исключить возможность завоздушивания системы питания. Оптимально обратиться в проверенный сервис по ремонту дизелей, так как самостоятельно обнаружить причину и устранить неисправность без надлежащего опыта может быть проблематично. Желаем удачи!

  • Ramzes:

    Здравствуйте! Мерседес бенц дизель 601 , троит как на холодную так и на горячую, заводится сразу. На холодную дымит сильно синеватым дымом, после прогрева дыма заметно меньше.
    Спасибо большое.

    • Евгений (авто-эксперт):

      Здравствуйте! Дымление дизельного двигателя синим/сизым дымом, которое сопровождается троением, в ряде случаев указывает на неисправности механизма газораспределения или сбои в его работе. Также следует учитывать возможные неполадки, связанные с цилиндро-поршневой группой. Рекомендуем ознакомиться со следующей статьей на нашем сайте: http://krutimotor.ru/sinij-sizyj-dym-dizelya/.

  • анатолий:

    добрый день . дукато евро 5.на холодную заводится хорошо работает ровно. но через минуты 3 начинают падать обороты и начинает троить и дымить белым дымом .после прогрева дыма ноль. но под нагрузку около двух тысяч оборотов есть детонация на 4 5 и 6 передаче.

    • Евгений (авто-эксперт):

      Доброго времени! Троение по цилиндрам и появление белого дыма на непрогретом агрегате может указывать на проблемы с топливной аппаратурой.Появление детонации может указывать на существенную задержку воспламенения топливной смеси. Виноваты могут быть форсунки, качество и эффективность распыла.

  • Дмитрий:

    Добрый вечер ссангенг кайрон 2009 год дизель 2.0 при движении на скорости 70-75 км/ч при оборотах 1500-1600 ощущается вибрация двигателя, если скорость меньше или больше ничего все норм, подскажите что может быть. Спасибо!

    • Евгений (авто-эксперт):

      Здравствуйте! Зависимость вибраций силовой установки от какой-либо определенной скорости и нагрузки на агрегат может наблюдаться по причине резонанса. Начните проверку с анализа состояния и работоспособности подушек двигателя. Советую ознакомиться с этой статьей http://krutimotor.ru/dizel-vibriruet-na-xolostyx/, отдельные разделы могут подходить под ваш случай. Также обратите внимание на характер вибраций, проявляется ли данное явление в момент интенсивного ускорения или торможения двигателем.

  • Константин:

    Добрый день. проблема такая, работает двигатель (тойота 3С-Е) ровно, но первое при нажатие на тормоз — остановке (перекрёстки) автомобиль трясётся, отпускаешь тормоз и при повторном нажатии тряска практически прекращается, но начинается иногда троение двигателя. Так-же, в основном на перекрёстках, двигатель подтраивает. Обращался с этим вопросом к топливникам — не могут найти причину — всё работает, ошибок нет (свечи накала и форсунки в порядке, фильтра поменяны). Случайно увидел — https://yandex.ru/video/search?filmId=Hiafw6vWUXI&text=троит%20двигатель%20%203СЕ&noreask=1&path=wizard — не понимаю причём тормозная система и топливная, но сделал, как говорилось в ролике — тряски нет вообще, приёмистость стала лучше, уменьшился (реально) расход топлива (кстати проблема вторая-большой расход топлива). Разъясните пожалуйста, что и почему. Кстати ко второй проблеме: На холостом ходу (двигатель прогрет), между винтом упора и рычагом дроссельной заслонки зазор около 5 мм, но при перегазовки рычаг не возвращается к винту упора — что можно сделать..

    • Евгений (авто-эксперт):

      Здравствуйте! Благодарим за обращение! Тема вашего вопроса интересна и актуальна, но требует детального и расширенного разъяснения. Хотелось бы отметить, что мы обязательно расскажем о принципе работы вакуумного усилителя тормозов в отдельной статье на нашем сайте. Если коротко, вакуумный усилитель может сильно повлиять на стабильность работы и обороты двигателя. Частой причиной на разных авто является подсос воздуха через указанный усилитель во впускной коллектор, в результате чего смесь становится слишком «бедной» и т.д. Что касается дросселя, необходимо осуществить грамотную регулировку и настройку дроссельной заслонки.

  • Сеогей:

    Почему бмв 2.5тдс троит на холодную как будто 1 не работает как нагреется все ровно.Спасибо.

    • Евгений (авто-эксперт):

      Доброго времени! Троение холодного двигателя может быть вызвано большим количеством причин (насос, форсунки, свечи накала и т.д.). В вашем случае необходимо детально проанализировать все симптомы неисправности. Для начала рекомендуем посетить профессиональных диагностов и сециалистов по ремонту и обслуживанию дизельных ДВС.

  • Павел:

    Добрый день. Мерседес Бенц Е250Diesel, двигатель ОМ605.911 Проблемма следующая: равномерный звонкий стук в верхней части ГБЦ в районе первого цилиндра на холодную, в диапазоне оборотов от ХХ и до 1500, при повышении оборотов стук пропадает. При отключении первой форсунки от ТНВД на холодную стук пропадает и двигатель работает без посторонних шумов. При нагреве двигателя до рабочей температуры стук пропадает. Могу дополнить: комппрессия в циллиндрах 1-21, 2-5 по 25 , приеместость в норме, дыма из выхлопной нет, масло не берет, антифриз не уходит, расход в норме, распылители поменяны, немного сапунит если открыть пробку крышки ГБЦ, форсунки местами менял результата — ноль. Что посоветуете?

    • Евгений (авто-эксперт):

      Доброго времени! Причин для появления стука в ГБЦ достаточно много. Есть простой способ определения проблем по «механике»: сильно и резко газуем на холостых, держим педаль нажатой, выключаем зажигание. Если стук продолжается, тогда проблема в «железе», пропал — сгорание топлива. Стучать «глухо» или «звонко» могут разные элементы, как в результате износа с пробегом и увеличения зазоров, так и после поломки: клапаны, толкатели, поршни стучат по ГБЦ, поршневые пальцы, подшипники распредвала и т.д. Стук могут давать неправильно смонтированные жаропрочные шайбы, так как при затяжке форсунки последняя упирается в головку не корпусом, а распылителем. В результате иголочка начинает подклинивать. Для начала, стоит подъехать к квалифицированным специалистам и выслушать стук стетоскопом, после чего определить методы дальнейшей диагностики.

  • Евгений:

    ауди а6 с5, 2.5tdi,,,сильно троит на холодную, потом работает ровно только на холостых, после прогрева все гуд.Машина холодная заводится сразу, но работает как будто 2 цилиндра из 6, чем дольше стояла машина холодная тем дольше будет троить. Потом двс начинает работать ровно на холостых. Но на оборотах машина заметно троит. Когда машина прогреется все идеально ( хорошо заводится, набирает скорость, без проблем). В чем может быть причина,,,, воздуха в топливе нет, фильтр новый, зажигание в норме

    • Евгений (авто-эксперт):

      Здравствуйте! В вашем случае не лишним будет проверить связку насос + топливные форсунки.

  • Юнес:

    Добрый вечер, после поездки в 1000 км, оставил машину на ночь. Утром завел, с пол пинка как всегда начал сильно трясти мотор вместе с машиной и дым как от сигарет с трубы, пробег 430, мотор м57бмв. проехался дыма нет мотор ровно работает чуть подтраивает, нагрелся мотор до рабочей все хорошо. чуть остынет на улице опять троит и синий дым. Выдавило прокладку под клапанной крышкой, и небольшая стружка в масле. ПОМОГИТЕ приехал в отпуск и тут такая беда.
    Источник: http://krutimotor.ru/troit-dizel/

    • Евгений (авто-эксперт):

      Доброго времени суток! В вашей ситуации возможен износ поршневой группы, то есть снижение компрессии и прорыв газов в картер. В результате рост давления картерных газов привел к выдавливанию прокладки. Стружка в масле-это или косвенный показатель причины (износ), или уже результат имеющихся проблем. Среди общих рекомендаций: нужно определить неисправный цилиндр и проверить его форсунку на подклинивание (особенно на холодную). Усиление троения после снижения температуры двигателя, то есть «на холодную», может также быть вызвано завоздушиванием системы питания, проблемной работой свечей накала.
      Параллельно стоит обратить внимание на зазоры клапанов, а также перепроверить правильность установки меток ГРМ и ТНВД.

  • Евгений:

    Авто Santa fe DM 2.0. 2014 г.в. Заводится отлично. После непродолжительного движения появляется подтраивание, при замедлении перед остановкой дёргается. На ХХ троит 1-2 минуты, затем как будто переключается клапан и работа нормализуетя. Затенил топливный фильтр, проездил нормально неделю и опять те же симптомы.

    • Евгений (авто-эксперт):

      Если замена фильтра кратковременно помогла, тогда начните с диагностики топливной системы и форсунок. Обратите внимание на то, как мотор выходит на режим ХХ. Некоторые ответы можно поискать тут: http://krutimotor.ru/dizel-vibriruet-na-xolostyx/

  • Алексей:

    Турбо-дизель киа соул 1,6. На горячем двигателе на трассе при поддержании одной и той же скорости примерно 100-110 км.ч. (обороты 2000-2500) начинается дергание двигателя как будто заводишь машину «с толкача», так же появляется сизый дым и запах горелово масла, в этот же момент происходит жор масло (уменьшается уровень масла в двигателе до 1 литра на 100 км.), если чуть снизить скорость или увеличить, становиться все нормально, а если сразу проскочить момент «удержания скорости» то этого всего не происходит. Если ездить по городу то масло хватает от замены до замены, но стоит прокатиться по трассе- масло уходит. Что это может быть? На что стоит смотреть? Форсунки, турбина , тнвд ?

    • дд:

      Глянь маслосьемные колпачки и попробуй на холостых открыть маслозаливную горловину, если обильно будут валить газы, то на подходе поршневые кольца

    • Евгений (авто-эксперт):

      Здравствуйте! На начальном этапе диагностики уделите повышенное внимание турбокомпрессору http://krutimotor.ru/resurs-turbiny-dizel/

  • Виктор:

    Здравствуйте. Тойота хайс двигатель 2l. Троит на холодном двигателе,на горячем меньше. При нагрузке мощность падает. Постоянно чорный дым,что в на грузке и без. По дороге набирает скорость легко. А в гору такое ощущение,что дышится,не хватает топлива. Спасибо

  • Teodor:

    Здравствуйте. Сориентируйте, пожалуйста, в какую сторону смотреть. Двигатель 1.3 Multijet II (код А13DTE). Пробег 200 тыс.. При запуске на горячую троит первых 2-3 секунды, потом все с порядке. Интересно, что при запуске системой старт-стоп не троит никогда, так же как и на ходу или при запуске на холодную. Что бы это могло быть и стоит ли беспокоиться? Спасибо

    • Skyler:

      Доброго времени! Повод для беспокойства есть всегда, даже кратковременное подтраивание мотора не совсем хорошо, но и не критично. В вашем случае проблема выражена не явно, что осложняет диагностику. Общих причин для троения много: опережение впрыска, топливная и форсунки, свечи накала, компрессия, фазы и т.д. Простое, начните с проверки форсунок и свечек, а еще лучше сразу осуществить комплексную диагностику в проверенном сервисе по ремонту дизелей.

  • андрей:

    здраствуйте!дизель 2с плохо запускается на холодную.приходится долго крутить.после запуска двс трясет и валит белый дым.так продолжается до полного нагрева и движения.при этом увеличенный расход топлива 10 л.масло не расходует

  • Евгений:

    Здравствуйте,проблема такая троит дизельный двигатель 4HF1 на мазда титан,только при нагрузке ,при подъеме в гору и при резком сбросе оборотов,появился черный дым,дизельные мастера очень разные выдвигают предположения,основное это меняй ТНВД.Аргумент плохое диз.топливо попадание влаги.Ранее менял прокладку ГБЦ,И еще загорается на приборной панели датчик накала (спиралька)при скорости 80 км\ч,даже на нитралке,подскажите с чего начать,что проверить в первую очередь,Заранее спасибо!

    • д.д.:

      Проверь а первую очередь форсы

    • Skyler:

      Начните со следующего. Что касается связи свечей накаливания и загорающейся лампочки накала, возможно, виновником является вакуум в системе управления (достаточно частая ситуация при глушении клапана EGR и неправильной обратной сборке трубок). Для начала, детально разберитесь с ЕГР, так как на дизелях спираль свечей также сигнализирует о неисправности системы рециркуляции. http://krutimotor.ru/egr-sistema-recirkulyacii-otrabotavshix-gazov/ и http://krutimotor.ru/kak-zaglushit-klapan-egr/. Вся проблема может быть именно в этом. Затем можно продолжить, начав с профессиональной диагностики ТНВД и форсунок, параллельно заправив автомобиль заведомо качественным дизтопливом на проверенной АЗС. Можно еще добавить в бак присадку-влаговытеснитель, чтобы исключить вариант воды в дизтопливе.

  • Алексей:

    здравствуйте, помогите пожалуйста, двигатель начинает сам временами и с громким цокотом подгазовывать и дергаться и валит в это время дым, на светафорах глохнет, все это происходит исключительно на полностью прогретом двигателе, на холодную все отлично и давление в системе топливной в норме, как прогреется так давление начинает сильно скакать, все фильтра заменены, заводится отлично и на холодную и на горячую. Рено меган 3, 1,5 dci

    • Skyler:

      Здравствуйте! Причин такой неисправности может быть несколько, но наиболее частыми является сбой регулировок ТНВД, кторые отвечают за номинальную подачу топлива, тросик ХХ. Также не следует исключать возможный подсос воздуха (проблема часто появляется после замены топливного фильтра).

  • вячеслав:

    турбодизель форд. троит на холостых на прогретом двигателе. на холодную заводиться без проблем.

    • Skyler:

      Троение дизеля на горчую в режиме холостого хода может быть вызвано разными причинами, среди основных: подсос воздуха в системе питания, нерабочая форсунка, которая льет, неисправность ТНВД.

  • Сергей:

    Двигатель тойота 3С-ТЕ.При пуске на холодную бывает «троение» секунд на 5,затем выброс белого дыма и работает ровно.Масло не ест,тянет хорошо.

    • Skyler:

      Троение на холодную и белый дым могут указывать на необходимость провреки калильных свечей. Также для начала желательно промерить компрессию в цилиндрах.

  • павел:

    Произведена замена головки цилиндров (с клапанами),поршневой группы ,замена ТНВД на новый,форсунки и все топливо проводы заменены.При нагрузке мощность падает почти на 50%

    • Skyler:

      Фазы ГРМ проверяйте, момент впрыска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

два × один =