Замена пружин подвески: когда нужно менять пружины

Пружина подвески является достаточно простым элементом в плане конструкции, при этом выполняет целый ряд важных функций. В паре с амортизатором пружина образует так называемую амортизационную стойку (подвеска типа МакФерсон) или может стоять отдельно.

Что касается амортизаторов, наличие течи масла, стук амортизатора при езде, а также ухудшение управляемости и устойчивости четко указывает на необходимость замены. В случае с пружиной, износ пружин подвески определить бывает сложнее.

Сразу отметим, очевидными признаками необходимой замены пружин можно считать:

  • проседание пружин (явная потеря упругости, пружины просели, изменилось положение кузова автомобиля);
  • повреждения самих пружин и дефекты (трещины, сильная коррозия пружин подвески, отломаны витки пружин и т.д.).

Однако бывает и так, что визуально пружина может выглядеть нормально, машина не просела, при этом все равно требуется замена. По этой причине многие автолюбители задаются вопросом, нужно ли менять пружины при замене амортизаторов, когда менять пружины подвески и т.д. Подробнее читайте в нашей статье. 

Для чего нужны пружины подвески

Нужна ли замена пружин при замене амортизаторов

Начнем с того, что на многих авто установлена подвеска типа МакФерсон. В этом случае амортизатор и пружина являются двумя составными частями оного элемента — амортизационной стойки. Также можно встретить и другие варианты, когда пружина и амортизатор установлены отдельно.

При этом, независимо от конструкции, как пружины, так и амортизаторы отвечают за плавность хода автомобиля, управляемость и устойчивость. Если просто, основная задача амортизатора-гашение колебаний и максимально эффективный прижим колеса к дорожному полотну. Пружина–упругий элемент, который необходим для смягчения ударов и толчков при езде по неровностям.

В результате наезда на какое-либо препятствие возникает удар, энергия которого поглощается пружинами. При этом пружина рассеивает энергию не моментально, возникают колебания. Само собой, такие колебания не позволяют нормально управлять автомобилем, так как кузов сильно раскачивается на пружинах. Чтобы погасить такие колебания, необходим амортизатор, который рассеивает энергию и предотвращает раскачивание кузова автомобиля и его подвески.

Важно, чтобы в рабочем состоянии был как сам амортизатор, так и пружина. Пружины удерживают массу кузова автомобиля, при этом движения пружин и деталей подвески контролируются амортизаторами. Вполне очевидно, что данные элементы взаимосвязаны.

Почему нужно менять пружины подвески автомобиля

Когда менять пружины подвески

Как правило, неисправности пружин подвески заметно отражаются на эксплуатационных показателях автомобиля.

Замена пружин подвески  обязательна, если с пружинами возникли явные неисправности: пружина лопнула, сломался один виток или несколько, сильная коррозия  практически разрушила пружину и т.д. 

Признаками обязательной замены можно считать:

  • поломку пружин (зачастую ломаются в верхнем или нижнем витках);
  • видимую коррозию или повреждения металла;
  • изменение положения кузова (высота машины).

При этом отсутствие явных повреждений еще не означает, что пружина  обязательно будет полностью исправной и работоспособной. Можно отметить следующие менее очевидные проблемы:

  • при езде кузов сильно раскачивается, наблюдается пробой заведомо исправных амортизаторов даже на небольших неровностях;
  • кузов автомобиля почти не просел под собственным весом, но при дополнительной загрузке проседание критическое, колеса могут затирать в арках и т.д.
  • после замены амортизаторов последние быстро выходят из строя по непонятным причинам;
  • даже после замены амортизаторов на новые отмечается общее снижение энергоемкости подвески и ускоренный износ ее элементов;  
Если с явными неисправностями пружин все более-менее понятно, вопрос необходимости замены визуально целых пружин многие автолюбители ставят под сомнение. Для лучшего понимания, пружины теряют свои начальные свойства  не только в результате повреждений и коррозии металла, но и по причине усталости металла (естественный износ).

Также нужно учитывать, что пружина и амортизатор работают в связке. Это значит, что если один элемент выходит из строя или его работоспособность ухудшается, возрастает нагрузка на другой. При этом амортизатор является намного более сложным и дорогим элементом по сравнению с пружиной.

Получается, если проседает пружина, амортизатор также не способен в полной мере выполнять свои функции и намного быстрее изнашивается. В результате автомобиль хуже стоит на дороге, изменяется устойчивость, ухудшается управляемость, снижается эффективность торможения, плавность хода также будет  нарушена. Вполне очевидно, что от состояния пружины также зависит степень нагрузки на амортизаторы.

Когда менять пружины подвески

Просели пружины подвески лопнула пружина амортизатора замена пружин

Как показывает практика, амортизаторы зачастую выходят из строя раньше пружин. Это значит, что пружина визуально может быть целой и даже частично сохранять свою работоспособность, при этом амортизаторы уже давно вышли из строя.

Именно по этой причине, то есть в целях экономии, многие автовладельцы не меняют пружины вместе с амортизаторами. Сразу отметим, что в одних случаях пружины действительно не нуждаются замене,  то есть можно ограничиться только заменой амортизаторов. В других случаях замене подлежит вся стойка (пружина и амортизатор), а не только амортизатор.

Дополнительные сложности возникают по причине того, что визуально невозможно определить такие характеристики пружин, как степень усталости металла. Чтобы понять, нужно ли менять пружины автомобиля при замене амортизаторов, следует в каждой конкретной ситуации принимать во внимание ряд признаков и особенностей, которые мы рассмотрим ниже.
  • Прежде всего, средний срок эксплуатации пружин составляет около 150-200 тыс. км. Если пружины прошли более 150 тыс. км, настоятельно рекомендуется их заменить даже при условии неплохого визуального состояния и отсутствия коррозии и повреждений.
  • Отдельно принимаются во внимание индивидуальные условия эксплуатации. Если проще, владелец автомобиля хорошо знает, по каким дорогам ездит машина, какие грузы и число пассажиров обычно перевозится, то есть какие нагрузки испытывает подвеска. Если машина часто нагружена до предела и ездит по плохим дорогам, пружины могут потерять упругость намного раньше отметки в 150 тыс. км.
  • Для проверки пружин необходимо измерить и сравнить расстояние между центром колеса и краем колесной арки. Если данный показатель для конкретного автомобиля не соответствует норме, это укажет на то, что пружины просели, нужна замена.
  • Если визуальных отклонений от нормы нет, пружины не имеют дефектов и не выявлено признаков их проседания, а также автомобиль не сильно нагружается в рамках эксплуатации, можно менять пружины подвески через одну замену амортизаторов. На практике, амортизаторы выхаживают около 60-80 тыс. км, то есть пружины меняются каждые 120-150 тыс. км, если не выходят из строя раньше.

Полезные советы

Замена задних пружин замена передних пружин подвески автомобиля

  1. При замене пружин следует помнить, что пружины подвески меняются парами на одной оси. Это значит, что замена только одной пружины на передней или задней оси не допускается. Дело в том, что управляемость и устойчивость автомобиля может ухудшиться, так как разные по степени упругости пружины (например, новая и уже работавшая какое-то время деталь) будут оказывать прямое влияние на данные показатели.
  2. При замене амортизаторов без замены пружин рекомендуется установить пружины с левой стороны на правую сторону машины, если это допускается конструктивно на том или ином автомобиле. Замена правых и левых пружин местами позволяет несколько нивелировать степень износа пружин со стороны водителя, которая обычно нагружена сильнее (водитель всегда находится в машине, его вес воздействует на левую сторону, тогда как перевозка пассажиров обычно происходит не так часто).
    Какие амортизаторы лучше выбратьРекомендуем также прочитать статью о том, какие амортизаторы для машины лучше выбрать. Из этой статьи вы узнаете о видах и типах амортизаторов для авто, а так же какие стойки лучше выбрать в том или ином случае.
  3. Прочность элементов подвески достаточно высокая, однако даже крепкие и выносливые пружины могут ломаться от слишком высоких нагрузок. Настоятельно не рекомендуется перегружать автомобиль свыше допустимого предела (грузоподъемность по осям обычно указана в мануале). Игнорирование данного правила приводит к быстрому износу и/или поломкам всех без исключения узлов и агрегатов автомобиля. Если нужно перевозить тяжелые грузы, лучше сразу приобрести прицеп.
    Как показывает практика, даже если практически не нагружать автомобиль, передвигаться только по хорошим дорогам и не перевозить грузы и пассажиров, даже в этом случае срок службы пружин обычно ограничен отметкой в 150-200 тыс. км пробега. Более того, даже если машина стоит на месте, пружины все равно постепенно теряют свою упругость, так как на них воздействует масса кузова. По этой причине пружины оптимально менять максимум каждые 200 тыс. км пробега или каждые 10 лет.
  4. Решение поставить новые амортизаторы без замены пружин (особенно если пружины уже имеют признаки износа) можно считать неправильным, так как срок службы амортизаторов в этом случае сокращается на 30-40% и более (в зависимости от состояния пружин и нагрузок на автомобиль). Параллельно быстрее изнашиваются и другие элементы подвески. В результате экономия на пружинах оказывается сомнительной, так как придется чаще ремонтировать подвеску с последующей заменой большего количества деталей и элементов.
  5. При замене пружин и амортизаторов можно подобрать компоненты так, чтобы сделать подвеску немного мягче или более жесткой, что позволит изменить определенные эксплуатационные и ездовые характеристики и показатели автомобиля. Также решение поменять амортизаторы вместе с пружинами позволяет получить наилучшее сочетание комфорта, безопасности износостойкости подвески при езде на автомобиле. 

Подведем итоги

Как видно, в каждом конкретном случае сам автовладелец и/или опытные специалисты принимают решение касательно того, нужно ли менять пружины при замене амортизаторов. Как советуют опытные водители, если амортизаторы вышли из строя и нужна их замена, при этом срок службы пружин на автомобиле больше 5-7 лет или 100 тыс. км пробега, оптимально сразу заменить такие пружины.

Диагностика подвески своими руками Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить подвеску автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах диагностики подвески, а также на что обратить внимание при проверке подвески на машине.

Дело в том, что только комплексная замена пружины и амортизатора позволяет получить комфортную, упругую и энергоемкую подвеску. В результате  водитель и пассажиры могут с максимальным комфортном передвигаться даже по плохим дорогам. Параллельно повышается устойчивость автомобиля,  улучшается управляемость, возрастает эффективность торможения.

При этом экономить за счет пружин настоятельно не рекомендуется, так как металл самой пружины теряет прочность, под весом автомобиля пропадает упругость, могут неожиданно сломаться витки (часто ломаются крайний верхний и нижний виток). Чтобы избежать указанных поломок и других неисправностей, лучше всегда менять пружины вместе с амортизаторами.

Единственное исключение, если по какой-то причине амортизаторы вышли из строя намного раньше положенного срока, следует сначала сделать замер длины витков пружины и сравнить с эталонным значением. Если показатели в норме, только в этом случае замену пружин можно отложить до следующей замены амортизаторов на автомобиле.