Если случайно перепутать клеммы аккумулятора: что будет с машиной

В процессе эксплуатации автомобиля аккумуляторную батарею периодически приходится демонтировать для замены, обслуживания, во время проведения каких-либо работ в подкапотном пространстве и т.д. При этом достаточно распространенной является ситуация, когда автовладелец перепутал клеммы аккумулятора при его установке.

Важно понимать, что неправильная установка автомобильной батареи, а также ошибки при попытках зарядить аккумулятор не снимая с авто или «прикурить» другой автомобиль, могут привести к достаточно серьезным последствиям для машины.

Если перепутать клеммы АКБ, может произойти следующее:

  • короткое замыкание;
  • возгорание в подкапотном пространстве;
  • выходи из строя самой АКБ;
  • поломки электрооборудования автомобиля;
  • неисправности генератора, ЭБУ и т.д.

По указанным выше причинам важно знать, как правильно снимать и устанавливать аккумулятор в авто, как подбирать полярность АКБ, а также что делать, если перепутаны клеммы аккумулятора и с автомобилем уже возникли проблемы. Далее обо всех тонкостях и нюансах читайте в нашей статье.

Полярность аккумулятора

Полярность клемм аккумулятора

Перед рассмотрением вопроса касательно того, что будет, если перепутать клеммы на аккумуляторе или неправильно подключить аккумулятор к машине,  сразу следует остановиться на полярности АКБ.

Полярность аккумуляторной батареи — это расположение клеммы «плюс» и «минус»  (токовывод) на верхней крышке аккумулятора относительно правого или левого края батареи и/или лицевой панели АКБ.

С учетом того, что на разных авто аккумулятор может ставиться на площадку в том или ином положении, принято выделять аккумуляторы с прямой и обратной полярностью. При этом предельно важно указанную полярность не перепутать!

Чтобы точно определить полярность аккумулятора, можно воспользоваться мультиметром. Если такой возможности нет, достаточно развернуть батарею клеммами на себя (клеммы должны быть ближе к переднему краю). Далее нужно определить, где находится клемма «+», а где «-».  Если клемма «минус» справа, а «плюс» слева, это указывает на прямую полярность. Если  же клемма «плюс» справа, а «минус» слева, тогда полярность обратная.

Отметим, что автопроизводители на большинстве авто делают так, что силовые провода можно подключить только к нужным клеммам (другое подключение сильно затруднено или невозможно, так как если случайно развернуть аккумулятор,  поменяв «плюс» и «минус» местами, тогда длины силового провода попросту не будет хватать). Другими словами, провода «плюс» и/или «минус» не хватит по длине для установки наконечника на клемму при неправильном расположении АКБ.   

Однако иногда встречаются машины, на которых предыдущий владелец (например, автомобиль приобретался подержанным, история внесенных изменений и доработок неизвестна) менял площадку для установки АКБ, изменял место установки батареи, удлинял силовые провода, устанавливал нештатные наконечники и т.д.

В этом случае  длины проводов  будет хватать для подключения любого АКБ (как с прямой, так и с обратной полярностью). В таком случае вполне можно перепутать клеммы. Если вы не уверены в своих действиях, лучше обратиться к специалисту или точно убедиться еще до установки АКБ, какой из силовых проводов является «плюсовым» и «минусовым». 

Что будет если перепутать клеммы аккумулятора

Перепутал клеммы АКБ последствия для машины

Итак, если владелец перепутал полярность аккумулятора, в каждом конкретном случае последствия для машины могут отличаться. Также предельно важно, в каком состоянии находился двигатель (работал или был заглушен) и  зажигание (включено или выключено) в момент неправильного подключения АКБ.

Вполне очевидно, что если перепутать плюс с минусом на аккумуляторе на заведенной машине, последствия могут быть гораздо серьезнее, чем аналогичная ошибка при выключенном зажигании.

  • При включенном зажигании неправильное подключение АКБ вполне может вывести из строя диодный мост генератора, а также другую электронику на автомобиле (ЭБУ, электронные устройства). Особенно это касается автомобилей, которые не имеют защиты от неправильного подключения аккумулятора;
  • Важно понимать, что неправильно подключенный аккумулятор также может стать причиной пожара. Сильные нагревы и оплавления проводов, а также искры во время замыкания могут стать причиной возгорания в подкапотном пространстве;
    Если же перепутать клеммы на незаведенном автомобиле, из строя могут выйти различные устройства (штатные и нештатные) и дополнительное оборудование (например, магнитола, видеорегистратор и т.д.). При этом происходит такое не всегда, так как чаще первыми перегорают предохранители в цепи питания.
  • Добавим, что для самой аккумуляторной батареи неправильное подключение также губительно. Если просто, при неправильном подключении начинается переполюсовка аккумулятора. Сразу исправная батарея из строя не выйдет, однако, длительное или повторное замыкание заметно снизит качество работы батареи. В свою очередь, старая или изношенная батарея может выйти из строя практически сразу.     

Перепутаны клеммы при зарядке АКБ

Перепутал клеммы при зарядке аккумулятора

Нередко можно случайно перепутать клеммы аккумулятора при зарядке аккумулятора от зарядного устройства. Так называемые «крокодилы» (наконечники от зарядного устройства) визуально абсолютно одинаковые, длина провода тоже. Остается только ориентироваться на нанесенные отметки в виде «+» и «–», что и становится причиной ошибок при зарядке АКБ от ЗУ.  

Сразу отметим, если вы перепутали полярность при  зарядке аккумулятора до полной зарядки батареи,  в подавляющем большинстве случаев никаких последствий не возникает. Достаточно проверить ЗУ, установить крокодилы на клеммы правильно и продолжить заряжать аккумулятор.

Если же клеммы были перепутаны и выяснился данный факт  уже после полной зарядки аккумулятора, в таком случае произошла «переплюсовка» батареи. Это значит, что «плюс» и  «минус» меняются местами. Ставить на машину такой аккумулятор нельзя.

Чтобы решить проблему, потребуется сначала полностью разрядить АКБ, после чего подключить к зарядному устройству и повторно произвести процесс полного заряда с правильно подключенными клеммами. Чтобы разрядить аккумулятор, можно подключить к нему обычную автомобильную лампочку.

Еще добавим, что многие современные зарядные устройства имеют защиту от неправильной установки клемм.  В этом случае ЗУ попросту не начнет заряжать батарею. Также возможна ситуация, когда внутри устройства при неправильном подключении сгорает предохранитель. Замена данного элемента позволит вернуть работоспособность зарядного устройства. Главное, иметь «зарядник» для аккумулятора хорошего качества. Дешевые аналоги могут полностью выйти из строя, если клеммы перепутаны.  

Если перепутать клеммы во время «прикуривания»

Перепутал клеммы во время прикуривания от другого авто

Часто бывает, что тот или ной автолюбитель перепутал клеммы, когда «прикуривал» автомобиль. Произойти это может как на стороне того, кто «прикуривал», так и на стороне того, кому была нужна помощь для запуска двигателя.

Стоит отметить, что если перепутать «плюс» и «минус» АКБ при «прикуривании», такая ошибка является самой серьезной и может привести к достаточно печальным последствиям для обоих автомобилей.

Сильной нагрузке будет подвергаться проводка и системы обоих машин, может произойти выход из строя генератора (если прикуривали от  автомобиля с работающим двигателем), ЭБУ, электронных блоков, часто встречается оплавление проводов и даже может начаться пожар.

Также важно, чтобы во время прикуривания «крокодилы» не мели контакта с металлическими оголенными частями автомобилей. В противном случае даже при правильном подключении клемм все равно может произойти замыкание.

Советы и рекомендации

Перепутаны клеммы аккумулятора автомобиля что будет с машиной

Подавляющее большинство современных автомобилей имеет защиту от ошибок при подключении аккумулятора. В этом случае просто перегорают предохранители. В такой ситуации необходимо произвести их замену, правильно подключить АКБ. Далее нужно проверить функциональность всех электронных устройств и автомобиля в целом. Если отклонений от нормы и каких-либо неисправностей не выявлено, можно далее спокойно эксплуатировать машину.

  • Обратите внимание, часто после ошибочного подключения АКБ страдает сигнализация. Бывает так, что сам автомобиль в норме, однако предельно чувствительные к полярности элементы охранной системы сгорают, если перепутать клеммы. При этом центральный замок сохраняет свою функциональность. По этой причине важно также отдельно проверять работу сигнализации и других электронных противоугонных систем (например, иммобилайзера). 
  • Еще добавим, что сегодня можно приобрести наконечники для проводов, которые уже имеют защиту от неправильного подключения. Наличие таких элементов позволяет сразу нивелировать все риски, связанные с неправильным подключением. Фактически, прямо в наконечник интегрирован предохранитель, который сгорает при неправильной установке АКБ. При такой необходимости, можно произвести замену штатных наконечников на рассмотренные выше элементы с защитой от «переплюсовки».
    Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Из этой статьи вы узнаете об особенностях зарядки обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторов, а также на что обращать внимание во время зарядки АКБ зарядным устройством.
    В том случае, если после установки АКБ или во время «прикуривания» почти сразу было замечено, что клеммы перепутаны (например, выявлен сильный нагрев или искрообразование), следует как можно быстрее отсоединить наконечники с клемм аккумуляторной батареи. Если владелец успевает сделать это быстро (за 30-60 сек), во многих случаях  неправильное подключение обходится без последствий или такие последствия минимальны.
  • Важно! Если владелец использует так называемый «бустер» (пуско-зарядное устройство для автомобиля), предельно важно следовать инструкции и не допускать неправильного подключения клемм такого бустера к клеммам аккумулятора.
  • Также запрещено заряжать аккумулятор, не снимая батарею с автомобиля и не выполняя снятия наконечников силовых проводов от токовыводов аккумулятора. Игнорирование данных правил может вывести из строя не только электрооборудование, но и привести к пожару. 

Подведем итоги

С учетом сказанного выше становится понятно, что если перепутать клеммы аккумулятора, последствия для автомобиля могут быть непредсказуемыми. Сгореть может  как небольшой предохранитель, так и генератор или ЭБУ. По этой причине рекомендуется  подходить к вопросу подбора, установки, а также зарядки аккумулятора автомобиля с повышенным вниманием.

Также следует учитывать все рассмотренные выше риски при необходимости «прикурить» автомобиль, причем как свой, так и чужой.  Напоследок отметим, что даже если клеммы были подключены неправильно, часто длительность такого подключения играет решающую роль. Простыми словами, если успеете клемму скинуть с аккумулятора достаточно быстро, серьезных последствий часто удается избежать.
Провода для прикуривания выбор Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно выбрать провода для «прикуривания». Из этой статьи вы узнаете об основных требованиях и рекомендациях касательно того, какие провода для «прикуривания» лучше, на что обратить внимание при подборе силовых проводов для запуска автомобиля с севшим аккумулятором и т.д.

По этой причине перед подключением клемм, а также сразу после подключения следует уделять повышенное внимание качеству такого подключения. Рассмотренные выше признаки могут четко указать на проблемы с подключением автомобильного аккумулятора, что позволит вовремя отключить  неправильно подключенную  аккумуляторную батарею.