Какая задняя подвеска лучше: балка или многорычажная

При выборе авто опытные водители часто уделяют дополнительное внимание не только двигателю, кузову и трансмиссии, но и типу задней подвески автомобиля.  При этом на многих авто применительно к начальному и среднему ценовому сегменту можно даже выбрать тип подвески в рамках одной модели автомобиля.

Как правило, речь идет о полузависимой балке или многорычажной подвеске. Каждый тип подвески имеет свои преимущества  и недостатки.  Если выделить основные плюсы и минусы, в целом:

  • балка в задней подвеске (полузависимая подвеска) считается более дешевым и простым вариантом, при этом достаточно надежным решением. Однако комфорт и управляемость машины с задней балкой хуже;
  •  многорычажная задняя подвеска обеспечивает более высокий уровень комфорта и управляемости. Общая надежность и стоимость ремонта многорычажной подвески заметно выше.    
Сразу отметим, что применительно к современным автомобилям данная ситуация претерпела значительные изменения. Забегая вперед, машина с задней балкой может управляться не хуже, а порой и даже лучше, а также быть не менее комфортной, чем аналоги с многорычажкой.

При этом надежность балки на некоторых моделях может оказаться ниже, чем у многорычажной подвески. Чтобы разобраться, что лучше, балка или многорычажка, нужно отдельно учитывать целый ряд тонкостей и нюансов. Подробнее читайте в нашей статье.  

Преимущества и недостатки торсионной балки и многорычажной подвески

Какая задняя подвеска лучше балка или многорычажная подвеска

Начнем с того, что в нижнем и среднем ценовом сегменте подавляющее большинство современных автомобилей оснащаются передним приводом. Хотя такой тип привода имеет определенные недостатки, ряд преимуществ делает его более предпочтительным, чем задний привод.

Вернемся к подвеске. Основная задача — обеспечение хода каждого колеса как вверх, так и вниз относительно кузова, при этом колесо должно двигаться строго по определенной траектории. Это необходимо для постоянного контакта колеса с дорогой при проезде неровностей, в поворотах, при наличии кренов кузова и т.д. От особенностей такого перемещения колес напрямую зависит комфорт, устойчивость и управляемость автомобиля.

Существует много различных типов подвесок, однако на машинах с передним приводом для задней подвески зачастую доступны только два варианта: многорычажная независимая подвеска и полузависимая подвеска, в основе которой лежит H-образная торсионная балка (балка скручивания).  Чтобы лучше понять, какие отличия имеют два типа подвесок, остановимся на их индивидуальных особенностях.   

Многорычажная независимая задняя подвеска

Многорычажная подвеска плюсы минусы

Задняя подвеска переднеприводного автомобиля, которую для простоты называют «многорычажка», отличается сложностью конструкции и большим количеством составных элементов. Если просто, имеется много рычагов, которые крепятся к кузову, соединения реализованы через шарниры, сайлентблоки и т.д. Также следует отметить наличие подрамника.

  • Теперь рассмотрим плюсы многорычажной подвески. Прежде всего, заднее колесо полностью независимо от других колес и следует строго по заданной траектории. Именно по этой причине многорычажная подвеска является полностью независимой. Автомобиль с такой подвеской отлично держит дорогу и управляется, так как многорычажка обеспечивает постоянный  и полный контакт колеса с дорогой (оптимальное пятно контакта).

Благодаря небольшому весу самих рычагов подвески подрессорные массы меньше. Еще стоит отметить возможность регулировок как в продольной, так и поперечной плоскости, что повышает гибкость настройки самой подвески.

Наличие подрамника, а также большое количество сайлентблоков позволяет эффективно поглощать вибрации и удары, уменьшает количество шума. Независимая подвеска работает мягко и тихо, при этом сохраняя должную упругость и энергоемкость.

  • Что касается минусов многорычажки, среди основных выделяют: высокую начальную стоимость, общую сложность конструкции, а также значительны затраты на ремонт многорычажной независимой подвески автомобиля.

За счет наличия нескольких рычагов, шарнирных соединений и сайлентблоков, ресурс такой подвески обычно составляет около 80-100 тыс. км. При езде по плохим дорогам и в тяжелых условиях такая подвеска может требовать внимания уже на пробегах около 50-60 тыс. км.  При этом рычаги зачастую нужно менять на новые, так как изготовлены они преимущественно из легких сплавов и быстро деформируются.

На практике, попытки сэкономить на ремонте задней независимой подвески (например, перепрессовать сайлетнблоки рычагов, сделать  реставрацию рычагов или выполнить какие — либо другие манипуляции) в большинстве являются временной мерой с весьма сомнительным конечным результатом. Как правило, такого ремонта хватает ненадолго, также не удается полностью восстановить первоначальные характеристики подвески.

Полузависимая подвеска и торсионная балка

Задняя балка плюсы минусы

В основе полузависимой подвески лежит торсионная балка. Если просто, такая подвеска фактически имеет два рычага (по одному на каждое колесо) продольного типа, которые подпружинены и соединены поперечной балкой. За счет балки колеса не могут смещаться влево или вправо, а движение колес вверх и вниз реализовано за счет определенной эластичности балки (скручивания).

  • Если рассматривать плюсы, сама конструкция простая и надежная, минимум точек креплений к кузову, присутствует только несколько сайлентблоков задней балки. Себестоимость производства подвески такого типа невысокая, что также заметно уменьшает конечную стоимость автомобиля с полузависимой подвеской, то есть подвеской с торсионной балкой.

Что касается надежности, прочная конструкция и минимум подвижных элементов делают такой тип подвески более надежным, особенно если сравнивать с многорычажкой. Балка лучше выдерживает серьезные нагрузки и меньше изнашивается в процессе эксплуатации.  Замена сайлентблоков задней балки на подавляющем большинстве автомобилей не является сложной процедурой, что также удешевляет ремонт полузависимой подвески.  

  • Теперь о минусах. Прежде всего, за счет того, что колеса крепятся к балке, между ними появляется определенная связь. В результате полузависимая подвеска ведет себя таким образом, что при попадании одного колеса в яму (движение вниз), другое колесо движется вверх. Это приводит к ухудшению сцепления с дорогой,  несколько нарушается устойчивость автомобиля.
Что касается комфорта, связь колес на задней балке, сам вес конструкции и небольшое количество сайлентблоков делают такую подвеску более шумной и менее комфортной. Если одно колесо попадает в яму, удар частично передается и на другое колесо через балку. Также вибрации и удары более отчетливо передаются на кузов,  при прохождении неровностей водитель и пассажиры сильнее ощущают рельеф дорожного полотна.

Еще следует отметить практически полное отсутствие возможности какой-либо регулировки подвески данного типа. Настроить заднюю подвеску с балкой не получится. Также торсионная балка сильно боится серьезных ударов. Если нарушена геометрия (например, заднюю балку погнуло), это приводит к необходимости ее замены, при этом сама деталь стоит весьма недешево (сопоставимо с качественным и комплексным ремонтом многорычажной задней подвески или даже дороже).  

Балка или многорычажная подвеска: что лучше выбрать

Какую заднюю подвеску лучше выбрать балка или многорычажка

Как может показаться на первый взгляд, кроме надежности, торсионная балка не имеет преимуществ по сравнению с многорычажкой. Сразу отметим, что долгое время все было именно так, однако в последние годы можно наблюдать определенные изменения.

Благодаря внедрению современных инженерных решений и внесению ряда изменений в конструкцию торсионной балки удалось значительно повысить комфорт и улучшить управляемость, при этом сохранить надежность и прочность.В результате на многих современных автомобилях с достаточно мощными моторами (что автоматически  предполагает агрессивную скоростную езду и острую необходимость в лучшей управляемости) производители все более активно устанавливают торсионную балку вместо многорычажной подвески.

Какой привод лучше передний или задний Рекомендуем также прочитать статью о том, какой привод лучше, передний или задний. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах заднего привода автомобиля, о преимуществах и недостатках переднеприводных авто, а также с каким приводом лучше выбрать машину и почему.
Так или иначе, многорычажная подвеска все равно остается более комфортной, однако разница в уровне такого комфорта на современных авто менее заметна. Например, если автомобиль эксплуатируется в городе и ездит по хорошим дорогам, особой разницы между балкой и многорычажкой можно и не почувствовать. При этом важно понимать, что на плохой дороге машина с полузависимой подвеской однозначно будет более шумной и менее комфортной.

То же самое можно сказать об управляемости и устойчивости. При обычной езде на средних скоростях даже полузависимая подвеска современного типа  обеспечивает приемлемый уровень устойчивости и управляемости. Если же эксплуатировать авто в экстремальных режимах,  независимая подвеска окажется несколько лучше. 

 

Что в итоге

С учетом вышесказанного становится понятно, что каждый из рассмотренных выше типов задней подвески имеет как преимущества, так и недостатки. Получается,  нельзя однозначно ответить на вопрос, какая задняя подвеска лучше, балка или многорычажка. При выборе того или иного типа подвески стоит учитывать особенности эксплуатации автомобиля, а также собственные предпочтения и пожелания. 

Что касается общих рекомендаций, если нужно купить машину дешевле, при этом также важно минимизировать последующие расходы на ремонт, вариант с полузависимой задней подвеской будет оптимальным.
Когда нужно делать сход-развал колес признаки Рекомендуем также прочитать статью о том, когда нужно делать развал-схождение колес автомобиля, какие признаки указывают на то, что нужно ехать на развал, после каких работ делается развал-схождение и т.д. Из этой статьи вы узнаете, на что влияет сход-развал, а так же почему важно регулярно проверять и корректировать углы установки колес автомобиля.

Если же главным приоритетом является максимальный комфорт, тогда следует отдавать предпочтение моделям с более дорогой независимой задней подвеской. При этом следует быть готовым к дополнительным расходам и более частым ремонтам подвески данного типа.

Также следует помнить, что заявленные преимущества многорычажной подвески на практике могут быть менее очевидными при прямом сравнении с аналогичными моделями, оснащенными задней полунезависимой подвеской современного типа.